Цель книги состоит в том, чтобы разобраться, каково же место человека в Природе, что стоит за феноменом влияния его хозяйственной деятельности на биосферу и формирования его современного сознания на процессы, которые, как многим кажутся, провоцирует именно человек? Разобраться, как возникают заблуждения в оценке событий, связанных с ускоренным развитием науки, технологий и общества. Отразить надежды и чаяния человека, наметить перспективы развития общества в системе биосферы. Ибо жизнь и мы вышли из её лона, а другого у нас нет.

Сегодня почти каждый образованный человек наслышан о глобальных экологических проблемах, которые однозначно почему-то связываются именно с деятельностью человека. Они даже стали частью общественной жизни. И пока ученые спорят о том, существует ли такая связь или она, мягко говоря, преувеличена или даже надумана, политики и экономисты уже делают практические шаги, направленные на «борьбу с негативными последствиями прогресса рода человеческого».

Произошло удивительное затмение сознания. Люди, имея ныне комфортные условия своего существования, забыли, что совершенно недавно, какие-то 10 – 12 000 лет назад, они представляли завершённое экологическое единство с дикой природой, оставаясь дикими сами. Борьба за выживание в дикой природе отводила человеку роль биологического существа со средней продолжительностью жизни в её лоне не более 18 – 22 лет. И вот, «выйдя» из этого экологического единства с дикой природой, сотворив хозяйство, культуру, науку и технологии, неожиданно «захотел» вернуться в это дикое лоно, но обязательно со всеми атрибутами научно-технического прогресса. Так не бывает. Причем выражение типа «или – или!» здесь не подходит. Мол, или возвращаться в дикую природу диким, или развиваясь дальше, погибнуть, захлебнувшись от собственных отходов прогресса.

Мы не можем вернуться в прежнюю, дикую природу, которую мы за прошедшее время изменили весьма существенно. Не можем, в силу того, что, вернувшись в дикое состояние, мы просто вымрем, так как не сможем жить собирательством, потому что нечего будет собирать. Нет уже того дикого разнообразия, которое кормило человека разумного прежде, но остававшегося еще диким по существу. Развитие вспять невозможно!

Развитие в условиях сохраняющегося интенсивного давления на окружающую среду, также невозможно, поскольку возникают проблемы выживания, связанные с нехваткой природных ресурсов будущим поколениям и появляются глобальные экологические проблемы. И разумно было бы остановиться на возможности третьего пути. А именно направить человечество в такое русло, когда бы дальнейшее ухудшение качества среды и проблема нехватки ресурсов будущим поколениям решались бы на основе достигнутых темпов развития технологий, науки, культуры, социальной защищенности человека от себя самого и стихии природы. Такой путь был намечен с принятием так называемой стратегии устойчивого развития. Которая содержит в себе не меньше противоречий, чем в возникшей ситуации.

Но, несмотря на то, какие сделают выводы ученые по возникшим глобальным проблемам, даже обыватель понимает сегодня, что наш дом, именуемый биосферой, является предметом его беспокойства. Люди вдруг осознали, что кроме житейских проблем, которые необходимо решать любому поколению необходимо осознание места и роли человека в сохранении колыбели жизни и разума.

Но вот что парадоксально, несмотря на то, что человек своей хозяйственной деятельностью наносит ущерб природе, до сих пор она его «терпит», и, словно расшалившемуся ребенку, все пока прощает. Заботливо (хотя и медленно!) ассимилирует его отходы, заботится о вентиляции городов с использованием естественных обменных процессов в приземном слое атмосферы, чтобы не задохнулось дитя разума от выхлопных газов автомобилей. Не отменяет естественные процессы воспроизводства качества воды, пищи, а взамен одних расходуемых ресурсов «указывает» сознанию человека на существование других. Сколько это будет продолжаться?

Об этом настоящая книга…

Книга о самых распространенных заблуждениях, надеждах и перспективах развития человека.

Появившись, по геологическим меркам, сравнительно недавно в результате случайного морфоструктурного и качественного скачка в развитии жизни, разум сегодня уже проникает в существо материи, истории Вселенной, пространства, времени. Развивая свою социальную сущность, дух, человек, между тем, остается до сих пор биологическим объектом природы. Правда, в нём уживается две противоположности: животное начало, которому знаком страх перед стихией природы и социальная сущность, которая стремится противопоставить стихии высокую самоорганизацию общественного существа, наделенного разумностью.

На определенном этапе исторического развития доминировало в человеке то биологическое, то социальное начало. Сегодня в его сознании довлеет страх, но уже не перед самостью дикой природы, а страх оттого, что не знает, что еще сотворит он с собой и природой. Отсюда и возникают мифы перед невозможностью осмысления происходящего с ним и природой.

И всё же основные надежды развития человек связывает с познанием законов Природы и пониманием своего места в ней, как одного из выдающихся явлений самоорганизующейся материи и духа, способных предотвратить вырождение природы и самого себя… В противном случае зачем было нужно вселенной провоцировать появление разума…

Пройдет время и все то, что здесь написано, заставит удивляться людей будущих поколений, которые будут поражаться нашим наивным представлениям об устройстве общества и окружающего мира нашего времени. Нашему представлению места человека в нем, наивным надеждам предков о перспективах развития человека. Как мы поражаемся сегодня наивности минувших поколений людей в их прошлых взглядах на мироустройство и общество. Но без этого сравнения будущие поколения людей не смогут понять, в каком мире они существуют, и будут жить сами. В этом и заключается суть развития представлений об изменчивом мире и изменчивости человека в нем.

Мы должны осознать простую истину, что биосфера с момента возникновения жизни на Земле, уже оказалась сбалансированной в системе естественных обменных процессов веществом, энергией, информацией. И основой, ключом нерушимости такого баланса являлась сама жизнь, порожденная её и оказавшаяся способной к самовоспроизводству, приспособительности и эволюции. Её приспособительность к изменяющимся условиям, способность к автономности существования является самим выражением поиска природой наилучшей самоорганизации, способной предотвратить своё вырождение. И появляющиеся мысли в СМИ и среди ученых о возможности уничтожения самой жизни человеком есть не что иное, как заблуждение, как одна из форм живучести антропоцентризма. И замена его биосфероцентризмом не меняет суть дела, поскольку теперь всю ответственность ученые стараются возложить на самого человека, не сотворившего живое и себя в том числе, но обязавшего самого себя заботиться о сохранении лона биосферы. Таким образом, придав человеку меру нового центризма, наделенного правом управлять жизнью, биосферой в целом, влиять на естественный ход ее развития, о результате которого не имеет представление и сама биосфера.

Принцип Пастера – Редди: живое от живого, или вечность жизни, сегодня может иметь другой смысл, кроме того, о чем говорил Н.Моисеев1. А именно, неуничтожимость жизни на Земле самой жизнью, то есть человеком. Отсюда даже если бы в умах каких-то политиков созрела бы сумасшедшая мысль запустить механизм разрушения живого на Земле, то это бы оказалось невозможным, то есть – противоестественным не только для разума, но противоестественным по существу самоорганизованной сущности Природы.

Недалеко время (учитывая экспоненциальные темпы развития науки и технологий), когда не преджизненные формы П.Шардена, а сама жизнь распространится во Вселенной и начнет триумфальное шествие по Галактике и Метагалактике. Ибо даже разумом направляемые лучи света в бездонность пространства есть ни что иное, как послание самой жизни. Как наличие её факта во вселенной. Как способность её на большее в развитии, чем мы думаем сегодня.

Глобализация – одновременно и факт и призрак утопичности взглядов на мировое развитие. Удивительное совпадение. Как только возникают призраки мирового кризиса (экономического, финансового, ресурсного, экологического и других) сразу стимулируются глобальные проблемы, которые преподносятся обществу как знамения приближающего мирового коллапса. Это и глобализация экономики, глобальная проблема сохранения озонового слоя, глобальное потепление климата, истощимость ресурсов, нехватка продовольствия, перенаселенность планеты и т.д. Удивительно и то, что обрастаемые мифами проблемы повторяются с периодичностью 35 – 30 лет. А именно:

  • предвоенный мировой экономический кризис 1933 – 1939 гг;
  • нефтяной кризис 1972 года и наступивших 2000-х годов;
  • глобализация экономики – начало 70-х годов;
  • кризис истощимости озонового слоя Земли – восьмидесятые годы;
  • глобальное потепление – начало семидесятых годов.

С возникновением рыночных отношений в хозяйственной деятельности человека форма этих отношений меняется. Но какого бы уровня эти отношения не были, они преследуют только одну цель: получение экономической выгоды. И чем выше уровень этих отношений, тем выше прибыль. Следовательно, в возникновении глобальных проблем надо искать тех, кому выгодно стимулировать глобальный рынок, мировую экономику, построенные на оригинальности мифа о их устойчивости, мифов, способных с помощью рекламы и СМИ, разных «страшилок», в том числе и экологических, заставить раскошелиться бюджеты не только богатых, развитых государств, но и развивающихся экономик мира. Поделённый уже не однажды мир, сегодня стоит на пороге глобального передела природных ресурсов и претензий на управляемость климатом и других естественных обменных процессов природы, сотворивших жизнь и разум на Земле.