В понятие «природы» многие исследователи, особенно в сфере изложения современных экологических проблем, вкладывают зачастую противоречивый смысл. Поэтому необходимо дать некоторые пояснения тем составляющим этого емкого понятия, которые закрепились в современных публикациях. В этом смысле актуальна мысль, высказанная Рормозером1 о том, что прежде чем политика найдет решение экологического кризиса, необходимо сначала скорректировать наше понятие природы. Иначе мы будем заниматься лишь симптомами.

На наш взгляд необходимо расчленение понятия «природа» на понятия: Природы – как сущности, природы как объекта восприятия, природы как объекта пользования и природы как среды.

В понятие сущности Природы вслед уже закрепившемуся представлению предлагается вкладывать следующий смысл.

Природа как сущность – это весь мир во всем его многообразии состояний и движений. Употребляется в одном ряду с понятиями материя, Универсум, Вселенная.

Таким образом, Природа определяет неразрывное и бесконечное, всеобъемлющее и взаимопроникающее всё: микро-, мезо,- макро,- мега,- супермир2. Это единение Начала и Конца, основанные на квантовой сущности материи, вещества, энергии, взаимодействия и информации в Пространстве-Времени. В термине «Природа» нет понятия конкретного объекта, а есть то, что представляет собой материально-пространственно-временное единство части и целого – континуум. Для него не существует миг, который можно остановить, изучить и относительно которого мы сможем сказать, что Мир прекрасен. В Природе все пронизано движением, обменом веществом, энергией и информацией. Она и любая ее часть подвержена самоорганизации, выравнивающей возмущающие факторы, стремящаяся к состоянию равновесия и … никогда не достигающая его. Природа превращает хаос в структурированный порядок, а порядок ниспровергает в хаос по основному ее свойству – самоорганизации.

Природа заставляет нас (в который раз!) искать в ней Высшее Начало. Начало, которого нет, потому что этого начала никогда не существовало, поскольку смысл существования Природы заключен в законах сохранения, в непрерывности движения, изменения, взаимодействия. Толчок, как спусковой механизм, как триггер, провоцирующий начало (извне) или как зарождение движения в природе, не имеет смысла, поскольку является следствием непрерывных флуктуаций хаоса. Он не обладает возможностью быть абсолютным, но в пределе всегда провоцирует бесконечные фазовые переходы материи и вещества: от беспорядочного к упорядоченному, структурному и пространственному состояниям материи и вещества, мерой изменчивости которых является время.

Природа – это не размытая поверхность осознания эфемерности объекта (с позиции квантовой механики), это нечто большее, к чему стремится человек, чтобы понять устройство мира. Природа – это не только единение Начала и Конца которых нет, но это все между Ничем и Всем. Это живое и неживое в единстве. Это отсутствие любых граничащих эффектов, поскольку они всегда временные. Это все, что заставляет сознание трепетать от восхищенного многообразия быть, существовать, двигаться, жить. Движение есть покой! когда-то заметил Зенон из Элеи3. И оказался прав, потому что нет грани между движением и покоем в предельных случаях. Но Природа это и не Колесо, которое подминает под себя Время, но вихрь, увлекающий материю, вещество и сознание в непрерывный процесс возбуждения Хаоса, способного с такой же непринужденностью во времени и пространстве формировать структуры, с какой разрушать их, чтобы создавать новые.

Что же до человека, то ей, Природе, безразлично, что он «творит» на пути познания ее законов, которых нет. А есть только познанная человеком ничтожная преходящая частность, меняющаяся с о[сознанием] ее многообразия форм состояний, движений, взаимодействий; есть некая сущность, способная в бесконечном разнообразии явлений, состояний и взаимодействий проявлять периодичность в зависимости от случайных флуктуаций, внутренних свойств. Природе даже не важно то, что именно ее самоорганизацией запущен механизм самоорганизованного разума, в который она одинаково, как и в неосознанную часть мира, вложила созидание и разрушение как антиподы (истины и заблуждений), без которых не может существовать движения к познанию ее (Природы) и самого себя (разума). Место же человека в Природе заключается в своевременности в разрушительном в ней заметить созидательное начало и творить, сообразуясь со своими потребностями видеть мир таким, как он ему видится – непрерывно меняющимся; и в способности понять свое место в Природе, свою роль в ней и всякий раз открывать самого себя в ней.

Человек – феномен, как и феноменальна его деятельность и способность к познанию Природы как сущности. Но в Природе это единственная, случайно выделившая себя из неё часть, способная изучать Её самою. Способная к самопознанию, самокопанию в себе, чтобы ставить любые проблемы вплоть до выяснения сущности самого человека и познания не только собственной истории, но истории самой Природы.

Красота спасет мир… Но ведь нет ничего прекраснее и гармоничнее Природы, в которой даже дисгармоничность звучит гимном Случаю, которым хочется восхищаться. Природа является объектом не только искусства, но науки, сущности которых не разделимы ни в сознании, ни в творении человеком. Кажется, что человек познает и может познать только небольшую часть Природы. Но, познав ее, перед ним раскрывается бездна других частей, ограничивая бесконечность своим восприятием Начал (математики, физики и др.) которые изобрел сам и в которых увидел собственную бесконечность восприятия их сущности, а потому понял, что Природа познаваема в рамках поставленной человеком конкретной проблемы – как формы знания о незнании.

Повторимся, Природа бесконечна и в гармонии и без нее, в созидании и разрушении. Она бесконечна в части и целом, в своем непрерывном творении и превращении, несмотря на ограниченность числа атомов в Периодическом законе Д.И. Менделеева, частиц, из которых состоят атомы. Несмотря на всего четыре типа фундаментальных физических взаимодействий в ней. Красота природы в видимой части спектра это лишь часть красоты, но как бесконечна палитра звуков в семи нотах, так бесконечно многообразие оттенков всего в семи спектрах видимой части света…

Природа, сотворив в человеке биологическую, не создавала его социальную сущность. Её он сотворил сам, вначале выделив себя из Природы, а затем неизбежно пришел к созданию структуры общественных отношений (производство – потребление – искусство – история – право – наука – технологии). То есть, разумным человек сделал себя сам. На этой основе по эстафетному принципу начал накапливать и передавать последующим поколениям знания о Природе, формируя, таким образом, накопленный интеллект4. Он доставался ему тяжело, поскольку единственный метод, который сопровождал тернистый путь познания им Природы – был метод проб и ошибок. Несоответствие знания природе вещей каждый раз стимулировали в человеке снова и снова ставить новые проблемы, пока он не поставил главную – проблему выживания себя в Природе. И это, кажется, сегодня та самая вершина, на которую поднялся человек за долгие скитания своего сознания между неразумностью (животным) и знанием (интеллектом). Сегодня человек должен ответить на самый главный вопрос, каков потенциал не Природы, это бессмысленно, а потенциал биосферы, феноменальной части Природы? В чем смысл человека и каковы возможности существования его в Природе.

Природе свойственно развитие по закону множеств. Множества, в свою очередь, делятся на свои противоположности: частицу – античастицу, положительное – отрицательное, порядок – хаос, симметрию – асимметрию, разумное – неразумное… Но парадокс заключается в том, что хаос множества не приводит к хаосу вообще.

Природа как объект восприятия – это окружающий мир человека. Мир экологически завершенного единства. Это река, лес, звезда, галактика Млечный путь, пчела, облака, земля, дом, город и т.д. Это всегда только часть той самой сущности Природы. Отделяемая человеком от нее своим сознанием и осознанием происходящего в ней. Часть сущности, которая подвластна наблюдению, изучению, созерцанию, использованию. Он вмещает человеческую жизнь, сознание и т.д. В этом смысле это понятие может быть как субъективным, так и объективным, а точнее способно к раздвоению сущности объекта восприятия на объективную и субъективную сущности. Нет человека, отсутствует восприятие им не только сущности Природы, объекта Природы, но и природной среды. Объект восприятия не равен, не тождественен сущности объекта. Восприятие всегда богаче формы объекта, но беднее его сущности и структуры. Сознание всегда наделяет объект природы свойствами и качествами, которыми не обладает ни Природа, ни ее часть (объект). Сознание стремится либо к упрощению, либо усложнению объекта восприятия, но никогда не будет истинным по отношению к его сущности, исходя, хотя бы, из принципа дополнительности Бора. Потому как к восприятию подключается сознание человека, которое способно наделить объект несуществующей реальностью и парить своим сознанием в этой нереальности (виртуальности) до тех пор, пока восприятие не обернется голой сущностью. Например, ощутить реальность падения (как проявление гравитации) и разбить голову вместо парения через восприятие красоты полета в мечтании о нем, не заметив, что тропинка, по которой шел, оборвалась…

Поэтому часто возникает вопрос: где начинается тот момент, когда окружающая нас природа отказывается подчиняться далее вмешательству человека? Ответ лежит на поверхности. Нужно знать, то есть, рассчитать возможности биосферы, конкретного природного комплекса, какова их возможность собственного воспроизводства вне хозяйственной деятельности человека. Другими словами, рассчитать ассимиляционный потенциал биосферы или конкретного природно-хозяйственного комплекса. То есть тогда нам нужно заново разобраться с тем, что же представляет собой собственно окружающая природа человека. И этот вопрос, скорее, не столько философский5, сколько естественнонаучный вопрос.

Природа как объект пользования – это отделяемая от природы ее часть, отвечающая потребности человека, обладающая полезными для него свойствами и качествами, которые он использует для своего социального развития, познания самой природы через взаимодействие с ней.

Природа как среда – это часть Природы изменчивого во времени динамического экологического единства, круговорота (обмена) вещества, энергии, информации. Совокупность объектов во взаимодействии, движении, изменении состояний, обеспечивающих гомеостаз составных элементов среды: биотопов, биоценозов, экосистем, человека. На глобальном уровне это структура и функция биосферы в единстве круговорота вещества атмосферы, гидросферы, литосферы. Место обитания, эволюции жизни и творения человека.

Эстетическое понимание природы включает в себя специфику ощущений в зависимости от душевного состояния человека, его сознания, культуры. В самой природе нет красоты и гармонии. Есть только непрерывный процесс созидания и разрушения через флуктуации качества и количества, через стремление к хаосу и убегания от него путём создания временных структур, не воспринимающих ни красоты, ни гармонии. Это человек в силу своих душевных переживаний и видений замечает в ней прекрасное через каприз своих ощущений, наделяет ее своими качествами.

Взаимодействие человека и природной среды есть те, влияющие друг на друга факторы, которые влекут за собой новое качество и новое состояние среды, неизбежно стремящейся к равновесию между стремлением быть естественной, модифицированной, трансформированной под влиянием хозяйственной деятельности человека. Другими словами – человек не способен вернуть естественное качество среды, поскольку его хозяйственная деятельность является одним из постоянно действующих возмущающих факторов, провоцирующих непрерывное изменение её качества. А естественную функцию биосферы он переводит в новое состояние – ноосферы. Сферы разумного влияния на состояние биосферы, обеспечивающего возможность неограниченного во времени существования человечества в ней.

Таким образом, в процессе своей эволюции человек непрерывно меняет структуру отношений в системе Природа – Человек – Общество6.

Ссылки

  1. Рормозер Г. Кризис либерализма / Пер. с нем. - М., 1996. - 298 с.

  2. Кокин А.В., Кокин А.А. Мировоззрение.-Санкт-Петербург,2000.

  3. 490-430 гг до нашей эры. Автор знаменитых апорий. По мнению Аристотеля являлся основателем диалектики как искусства постижения истины посредством изучения сущности противоречий.

  4. Кокин А.В. Феномен интеллекта. –С-Пб: « ИИА Лик»,2002.

  5. Рормозер Г. Кризис либерализма / Пер. с нем. - М., 1996. - 298 с.

  6. Игнатов В.Г., Кокин А.В., Кокин В.Н. Экологическое право. М-Р-н/Д:МарТ,2005.