К сожалению, сегодня увеличивается разрыв между естественнонаучной и гуманитарной культурой. И для объяснения естественных процессов, происходящих в биосфере, управленческая элита склонна доверять околонаучным мифам и тратить миллиарды, а возможно и триллионы долларов, чем увеличивать скудные ассигнования на развитие наук о Земле, в частности климатологии.

В развития человечества с момента появления естественнонаучной мысли (культуры) восприятия мира таковым, каким он есть, то есть, естественным, гуманитарная (общественная) культура перестала доминирировать, окончательно уступив свой приоритет естественнонаучной культуре. Ибо она давала выход к современному изобилию товаров. Скорее начало отставания гуманитарной культуры (ценностных ее оснований: религии, музыки, литературы, изобразительного искусства и т.д.) совпало с окончанием эпохи Возрождения. А приоритет естественнонаучной культурой над гуманитарной оформился в XIX в. С тех пор этот разрыв только увеличивался. Неспособность осознать последствия технологизации общества и породило кризис в умах людей в оценке места и роли человека в природе в условиях экспоненциального прироста естественнонаучной информации. Жалкие попытки современной философии выработать новое мировоззрение на происходящие оценки влияния человека на окружающую среду и биосферу в целом, лишнее подтверждение глубоких противоречий между двумя составными частями культуры. Ее раздвоение, возникшее еще со времен античности, оформилось в проблему выживания человека, а скудность мировоззренческих представлений «сытого человека» не смогла выработать новых начал, которые бы ликвидировали противоречия между этими самыми двумя составными частями культуры.

Опасность такой ситуации очевидна. Не осознание того, «что творим», может нанести урон не только науке и технологиям, экономики, но и самому социуму. Поскольку всё это может оформиться в некую утопичность представлений о необходимости «возврата в пещеры», чтобы «спасти природу», от жестокости и непредсказуемости которой предки каменного века убегали, настойчиво накапливая знания о ней и развивая культуру общественного единения против ее стихий, вырабатывая для этого критерии права, морали, этики. Утопичность, которая приведет к стагнации общества, потерявшего способность к собирательству (да и собирать-то уже в природной среде нечего, поскольку то, что осталось не хватит утраченному былое разнообразие животным) и отказавшегося от научно-технического развития.

Новое мировоззрение, которое может спасти от беды оккультизма изобретать не надо. Надо просто вернуться к тем истокам, которые сделали человека разумным – культуре. Именно ее гуманитарная составляющая должна «выправить» создавшееся положение о доминировании одной ее части над другой. В гармонии двух составляющих культур лежит дальнейшее и неограниченное развитие человека. Но мы за потребительским отношением к технологиям и науке не заметили, как лишили себя пуповины, связывающей нас с матерью Природой и желанием познать самих себя в ней. Строим иллюзии, которые могут стоить человечеству развития.

А пока договорились до того, что человек достиг такого уровня давления на окружающую среду, что, по мнению Т. Андреевой из Украины, опубликовавшей на одном из сайтов статью под названием «Антропоцентризм и биосфероцентризм – две линии развития человечества», человек «стал уже «доминирующим геологическим фактором». Осталось только определить соотношение биологического и социального» в нём. При этом автор опирается на известные работы П.Шардена1 и В.Вернадского 2, которые не говорили о доминанте, а только засвидетельствовали сам факт появления такой геологической силы. которую, кстати, надо отнести к антропологической. Оценку этой силе они не давали по отношению к существующим геологическим силам, преобразующим лик нашей планеты с момента ее образования. С этими силами человеку никогда не сравниться ни по силе, ни по времени ее приложения к биосфере. И утверждение доминанты человека над естественными геологическими силами, значит не знать предмета анализа.

Но не это жутко. Жутко то, что у некоторых современных экологических утопий проводятся мысли, будто все современные глубинные противоречия, которые возникли в системе отношений человека и природы заключаются именно в том, что он обрел культуру. Именно культура сделала человека несчастным, обременив его тяготами, неравенством, социальными бедами, т.е. всем тем, что отсутствует в мире природы и тем, где человек якобы имеет с ней непосредственную связь. Ни много, ни мало…

Некоторые ученые говорят о том, что просчитать возможности развития биосферы невозможно и оперируют цифрами с вероятностью, которая непостижима ни умом, ни сердцем. А ведь дело не в вероятности, которой, как известно, не может подчиниться ни одно событие, если оно не ограничено определенными условиями. Случай в синергетике не прогнозируем. Но он правит миром, хаос превращает в конструкцию. Так что непознаваемость мира и в том числе структуры и функции биосферы в ее исторических аспектах такой же миф, когда больше нечем, или нет сил заняться.

Природа бесконечна в своих превращения и движениях. Но мир созданный природой – познаваем в рамках конкретно поставленной проблемы, за которой снова откроется вселенная нового, непознанного. И это непознанное снова будет рождать очередные мифы и утопии. И нас однажды посетит удивительное откровение, что мифы и утопии тоже являются одним из звеньев познания самих себя. Но, отбрасывая их, мы сожалеем как дети, о забытых или изношенных игрушках. И когда их находим, то снова радуемся им. Вот только повзрослев, мы можем эту игрушку оставить своим детям или внукам, чтобы они поиграли в них до тех пор, пока игрушка не придет в негодность.

Очень многие экологи в качестве доказательств причастности человека к последствиям деградации среды обитания приводят Кара-Богаз-Гол. Озеро, которое на памяти еще шестидесятников прошлого столетия, было совершенно другим. Проблема озера заключается в том, что его лишили подпиткой водой, изъятой человеком для своих нужд. Но дело все в том, что недавно и Каспийское море отступало, но теперь наступает… И это уже точно не дело рук человеческих, а естественный геологический процесс колебания уровня моря в зависимости от поднятия или опускания его дна. Хотя Кара-Богаз-Гол тоже когда-нибудь (вместе с Азовским и Черным морями) превратится в соляные отложения, ибо закрытие исторически существовавшего в недалеком прошлом океана Тетис – факт, о котором хорошо осведомлены геологи. Явления опустынивания земель не связаны исключительно с деятельностью человека. Пустыни наступали и отступали, хороня в своих песках останки исчезнувших городов и цивилизаций (Центральная Азия), не располагавшие возможностью оказывать интенсивного давления на окружающую среду.

Ныне поговаривают о том, что наша планета так мала, что ее энергетические возможности чуть ли не исчерпаны и человечество обречено на стагнацию и вымирание. Так возник новый миф о Конце Света (иногда ее даже понимают как проблему бытия и угрозы небытия). на основе так называемой «тепловой смерти» человечества. А от этого Конца нас и биосферу отделяет лишь один порядок от возраста ее существования3, когда энергетические ресурсы на планете будут исчерпаны. А это уже явная «страшилка», от которой может поморщиться даже не совсем умудренный в области геологии, геохимии, атомной физики и физики высоких энергий, но в меру образованный человек. Почитывающий в свободное время, а не устремляющий свой взор в «ящик» под названием телевизор, из которого так настойчиво вещают о приближающейся экологической и ресурсной катастрофе, что хочешь или нет, поверишь в то, что обещают…

К энергетическим резервам Земли, ее теплового поля, к резервам самой биосферы мы только приближаемся, прицениваемся. И все расчеты прогнозистов по нехватке, например нефти, потерпели крах. Ни одни прогноз не оправдался ни 50, ни 30, ни 15 лет назад4. Запасы нефти растут, извлекаемые также, а впереди маячит малоизученный шельф, за право освоения которого уже скрестили шпаги правительства многих государств. Не говоря уж об использовании атомной и термоядерной энергии, теплового поля Земли и океана.

Бедный К.Э.Циолковский, предвещавший, что человечество не будет жить в вечной колыбели Земли и выйдет не только в околоземное пространство, но начнет осваивать Солнечную систему. Не прошло и 30 лет после его высказывания, как появился спутник Земли, не прошло и 50 лет, как человек оказался на Луне, а рукотворный «Пионер» 10 лет назад уже покинул Солнечную систему и, возможно, станет искусственным спутником какой-нибудь звезды в нашей Галактике. А о ресурсной перспективе освоения Солнечной системы не говорят. А надо бы начинать не только этот разговор, но, умерив военные расходы, решив проблему войны и мира, постараться объединить мировые усилия по реализации программ освоения ресурсов Солнечной системы.

Ссылки

  1. Шарден П. Феномен человека. Преджизнь, жизнь, мысль, сверхжизнь.-М.: 1987.

  2. Вернадский В.И. Философские мысли натуралиста. - М.: Наука, 1988.

  3. Н. Н. Реймерс. Мифы и утопии в экологии. //Наука и жизнь, №7, 1988. Перепечатано 7.05.2003. : http://n-t.ru/nj/nz/1988/0701.htm

  4. Кокин А.В., Кокин В.Н. Природоресурсная база мировой экономики. Состояние, тенденции, правовые аспекты.- С-Пб – М., 2003.