Антропоцентризм, как канувшее, было в лету воззрение, согласно которому человек есть центр и высшая цель мироздания, отвергнутый наукой еще со времён Н.Коперника, оказался живуч в форме другого заблуждения: природа – для человека. Что она вместе с окружающей человека средой является неистощимым источником удовлетворения его благ. В условиях стремительного развития экономики это привело к современному ресурсному и экологическому кризису. Это, в свою очередь, повлекло за собой создание целого букета экологических мифов и утопий о месте человека в биосфере и его влиянии на окружающую среду, включая «озоновый» миф, «парниковый миф», миф «выживания» человека в современных условиях развития экономического роста и т.д. Потому-то сегодня только ленивый не говорит о назревшем противоречии между целями социально-экономического развития человека и экологий, о дефиците ресурсов и неумолимо обезличивающейся природе в результате небывалого наращивания производства отходов.

Но желание управлять природой, было покинувшее естественно-научный мир, оказалось настолько живучим в умах, что неоантропоцентричность, как желание человека видеть себя главенствующим фактором в биосфере, способным не только влиять на нее, но и управлять ее состоянием, вновь было взяла верх над откровением человека не становиться над законами природы, а следовать им. Так родился еще один миф босфероцентризма. Просто потрясающая тяга людей во все времена найти хоть какой-нибудь «центр». Так и мечется наше сознание от одного «центра» к другому, доказывая тем самым, что центром является наше восприятие окружающего мира не таким каким он есть, а таким, каким он нам кажется в истории нашего понимания своего места в природе вещей.

Биосфероцентризм – мировоззрение, ставящее интересы человека и человечества в зависимость от потребностей всей планеты и всего живого на ней. Или: мировоззрение в котором целевой установкой цивилизационного процесса является сохранение биосферы, что выступает фактором «выживания» человечества. Считается, что «выживание» человечества связано с переходом на путь устойчивого развития, который обеспечит преодоление кризисных явлений и тупиков в современном развитии и обеспечит условия для оптимизации и гармонизации взаимоотношений между человеком, обществом и природной средой. В биосфероцентризме биосфера рассматривается не как накопитель отходов человечества, а как целостный феномен, структуру и функцию которой необходимо еще понять на базе слияния всех областей современного знания. Понять биоэнергетические возможности биосферы, способные выдержать давление хозяйственной деятельности человека без ущерба ее существования и сохранения жизни на Земле.

По представлениям Н.Моисеева и К Сагана суть биосферцентризма заключается в том, что биосфера обладает экзистенциальной самозащитой, которая до возникновения глобального зла незаметна людям… Однако изменение структуры биосферы на уровне экзистенции рождает эффект бумеранга: биосфера, измененная антропогенной деятельностью, отвечает тем же – уничтожением человечества, социосферы. Социосфера, угрожая существованию биосферы, в конечном итоге ставит под угрозу собственное выживание…

Опуская экзистенциальность в рассуждениях авторов, можно заметить, как исподволь рождается в умах гениев глобальное зло. При этом, оно исходит от самого человека! Выходит, природа, сотворив его, предвосхитила в нем разрушение самой себя. Удивительная посылка. Все в природе целесообразно, но чтобы в ней было заложено собственное вырождение – нонсенс. Стало быть и глобальное исчезновение динозавров произошло потому, что в их развитии было уже заложено глобальное зло? А выпестованный разумом человек (природа в нем сотворила только биологическую сущность – разумную – он сам!) оказался заложником собственной разумности? Трудно поддается разумному объяснению возникновение глобального зла от разумности. Скорее это мы, не осознав самоорганизованную сущность разума, своего места в природе, боимся самих себя, «как бы чего не вышло!».

Конечно, биосфера реагирует на давление со стороны хозяйственной деятельности, но в точности с законами сохранения и принципом Ле Шателье – Брауна. Да, она будет «отвечать» человеку, но этот ответ не в форме плевка в него или бумеранга. Огромная масса биосферы и энергия, заключенная в ней слишком инертна по отношению к ничтожным вещественным и энергетическим преобразованиям человека. Вовлекая в естественные обменные процессы рукотворное вещество и энергию, человек использует только то, что дает ему природа. Не более того. Следовательно, являясь естественной биологической сущностью, вовлекая естественные ресурсы в обменные процессы с более низким энергетическим потенциалом, он не провоцирует «бумеранг».

Наперегонки конец истории роду человеческому предрекают пессимисты, согласно которым ХХI век объявляется последним веком существования человечества как биологического вида в его нынешнем состоянии1 . И в то же время осознает себя частицей единого всеобщего целого, объединяющего все живое и жившее на нашей планете, а возможно, и в нашем понимании, даже за ее пределами… Эдакий человек. Весь из Всего… Лучше бы уж рассмотреть его с позиции биогеографического механицизма2, когда всечеловеческая социальная общность рассматривается аналогично человеческому организму. Функции такого организма распределяются следующим образом: Европе отводится роль мирового разума, Америка олицетворяет спинной мозг, Индия осуществляет деятельность сердца, Китай воплощает половую энергию, Западная Европа олицетворяет мужское, а Восточная – женское начало. Увы! России ничего не досталось, а нечто лежащее между мозгом (принадлежащим Европе) и пенисом китайской эротики, приведшей вместе с Индией к демографическому взрыву. Может мы, россияне, только и думаем, как набить кишки, чтобы у Европы не оскудел мозг, чтобы Америку не поразил столбняк, чтобы стучало сердце в такт бесконечной песни индусов, прославляя женское начало в эротическом наслаждении китайцев?…

Антропоцентризм по отношению к природе довлеет сегодня и в западной технологии создания одного геополитического центра, где сверхдержава США обозначила свое превосходство решать мировые проблемы с позиции только своих интересов. Но не тут-то было. Старая (разваливающаяся по мысли Шпенглера), идущая к своему закату Европа борется за свои сферы влияния, объединяя свои разношерстные восточные окраины . И, хотя не противостоит США, тем не менее строит свою стратегию на мировом пространстве экономики, политики, власти.

После демократических преобразований Россия и Китай не могли войти « в обойму» Атлантического союза и не могут это сделать не потому, что не хотят, а потому что «их не хочет Запад» по разным причинам, которые здесь не уместно обсуждать. При любом раскладе геополитической борьбы на мировой арене не будет однополярного мира, к которому стремятся США, чтобы управлять мировым сообществом из единого центра. Не пробьет себе дорогу и идея создания единой цивилизации землян. Слишком оказался разным человек в производстве своих традиций, культуры, религии. И это очень хорошо, потому, как развитие науки, технологий и культуры, базируясь на разных мировоззрениях, найдет пути понимания и примирения непримиримых сегодня политиков. Так что и развитие мирового общества «игнорирует» центризм3.

Ниже следующий абзац мы комментировать отказываемся. Заложенная во фразах экспрессия суицида вызывает желание только надеть на себя петлю, ибо пока рак не научились еще лечить. Так что тут страдать! Накинул, дернулся и всё тут…

«Мы живем в антропогенно перегруженном мире. Человек перешёл все допустимые пределы воздействия на биосферу (заметим только то, что пределы допустимости не оговариваются). Мир болен раком, и этот рак – человек», - таков устрашающий эпиграф к одной из глав доклада Римскому клубу, подготовленного его деятелями М. Месаровичем и Е. Пестелем4. Этому высказыванию явно противоречит мысль об уникальности не только самой природы, но и культуры человека5, способной решить проблемы коэволюции человека и биосферы.

«Римский клуб» - неправительственная общественная организация, созданная в 1968 г. для рассмотрения мировых проблем на основе глобальных подходов.

В.И. Вернадский, в отличие о «современных экофилософов», напротив, утверждали другую мысль. Что прогресс человечества необратим: возврат в состояние дикости невозможен6. В.И.Вернадский закрепляет в человеке такие признаки, как закономерность, длительность, целесообразность и необратимость. Именно ему будущие потомки рода человеческого поставят памятник, как самому великому из гуманистов, узревшему в человеке неколебимое единение с Космосом, определив ему место как космическое явление. А «страшилки «Римского клуба» канут в Лету как одно из заблуждений несовершенного на рубеже ХХ века человечества понять свое место в природе7.

Таким образом, в понятии биосфероцентризма практически декларируется, что человечество (и цивилизация в целом) находится в таком ужасном положении, что непринятие экстренных мер ставит вопрос о его существовании (выживании). Но это тоже миф! Миф с подачи незадачливых экономистов, теоретические возможности которых исчерпали себя в новых условиях взаимодействия человека с природой, обремененных проблемами низких темпов мирового экономического роста. Почему-то однозначно связали причину кризиса с «дефицитом» ресурсов и возрастающим производством отходов, на переработку которых «не хочется тратить лишнего». А также мало просвещенных экологов, типа Римского Клуба, декларирующих, что лучше идти обратно в пещеры, чем позволить самим себе и дальше менять лик природы. При этом и те, и другие не хотят отказаться от цивилизационных благ, которые с таким трудом были созданы нынешними и минувшими поколениями людей.

Сегодня договорились до того, что якобы возникла кризисная ситуация взаимных угроз: разрушения биосферы социосферой и «ответный удар» биосферы, который приведет к уничтожению социосферы, человечества. Таким образом, ставится проблема выживания. Трудно сказать, что движет умами философов от экологии. Поскольку и социосфера и биосфера не могут влиять друг на друга, поскольку между природой и обществом нет связи ни посредством взаимодействия, ни происхождением. Социальная среда создана человеком, а биосфера историей совокупности материальных движений и превращений во времени и пространстве. Человек подчиняется социальным законам, которые с такой же легкостью создает, с какой и отменяет. А биосфера, как сфера живого подчиняется только естественным законам, которых не может изменить сама природа, поскольку естественные законы и представляют ее сущность. Взаимодействие же осуществляется не на уровне «сфер», а на уровне материальных взаимодействий объектов (конкретного физического лица или природопользователя с окружающей средой и природным объектом).

Поиски философской мысли альтернатив антропоцентризму и биосферуцентризму привели Т. Андрееву к неожиданной «возможности соединения этих парадигм без потери социальной специфики человечества». Как говорится, жалко отрезать одну пуповину центризма, и на всякий случай найти другую…

В будущем человечество отбросит все «центризмы». Поскольку в своем развитии освободится от всего, что будет стоять на его пути, как антопоцентризм, так и биосфероцентризм. Оставит все, что будет связано с понятием центра, ибо развитие не идет к нему, а от него. Человек пришел к заключению об отсутствии центра во вселенной, откажется и от своих амбиций быть неким центром, к которому стремилась материя (имеется ввиду современный космологический антропный принцип), ибо разумность человека еще не сверхразум. Во всяком случае, пока…

Согласно «Теории пределов роста» глобальная катастрофа – приближение «естественных пределов экономического роста» и ожидания глобальной катастрофы» – возможна при сохранении:

  • существующих тенденций роста мирового населения;

  • существующего промышленного и сельскохозяйственного производства;

  • современных темпов загрязнения окружающей среды и истощения природных ресурсов.

А потому считается, что выход из сложившейся ситуации состоит в переходе к «нулевому росту», включающему:

  • простое воспроизводство населения;

  • перевод промышленных предприятий на замкнутый цикл производства;

  • отказ от строительства новых предприятий;

  • максимальное использование вторичного сырья и т.д.

Более утопичного ничего не придумаешь. Потому сегодня лозунг «на всех не хватит!» вызывает «соревнование» развитых государств за обладание ресурсами бедных стран. То есть усиливает тенденции истощения природных ресурсов Земли, а поскольку рост народонаселения происходит за счет бедных стран, то, становясь еще беднее, они способствуют неконтролируемому росту того же самого населения, прежде всего, бедного, где и возникают, как правило, острые конфликты. Перевод предприятий на замкнутый цикл производства потребует не только совершенства новых технологий, но и заставит увеличивать потребляемую энергию на переработку отходов. И никакие альтернативные источники энергии не помогут, поскольку существующие законы перехода качества в количество и обратно, законы сохранения энергии и вещества перечеркнут эти усилия. В то время, как сама природа за счет собственной ассимиляционной функции справляется с естественной утилизацией отходов. Другое дело нам необходимо понять эти законы ассимиляции и производить отходов столько, сколько их переработает энергетический потенциал биосферы. Этот механизм приведет к адаптивному природопользованию, когда человечество поймет необходимость использования биоэнергетического потенциал планеты.

Биоэнергетический потенциал биосферы – в авторском представлении – это способность биосферы с помощью накопленной энергии за всю историю ее существования, живого вещества вовлекать с помощью жизни в круговорот обменных процессов минеральное, органическое вещество разной природы (включая отходы хозяйственной деятельности человека).

Проблема ликвидации противоречий между целями экономики и экологическими целями – это проблема образованности и культуры современной управленческой элиты, общества в целом в области современного естественнонаучного знания. Особенно в познании структуры, функции и механизма сбалансированности обменных процессов в биосфере.

Если в недавние времена приоритет социально-экономического развития государств был доминирующим, то в условиях изменения состояния окружающей среды под влиянием хозяйственной деятельности человека возникла проблема сохранения среды обитания и биосферы в целом. Таким образом, наметилось противоречие между целями экономики и сохранением качества окружающей среды. Чтобы ликвидировать это противоречие возникла необходимость перейти к новой парадигме отношений в сфере экономики и сохранения качества окружающей среды – парадигме устойчивого развития, когда бы экономические цели не достигались истощением природных ресурсов и ухудшением качества окружающей среды. А будущие поколения имели возможность развиваться дальше.

Однако нагнетание в обществе обстановки страха перед технологическим развитием начало приобретать уродливые формы. Вплоть до высказываний типа, что накапливавшиеся в течение нескольких столетий существования техногенного общества всевозможные риски достигли своей критической массы к концу ХХ века. О какой критической массе идет речь – не говорится, но зато страшно.

А уж заключение, типа того, что биосфера превратилась в объект производственного использования, звучит настолько невинно, что авторы таких высказываний, словно родились вчера и не знают о том, что:

во-первых, биосфера не является объектом использования, поскольку это более емкое понятие взаимодействия ее подсистем (см. выше);

во-вторых, ее нельзя использовать как вещь, предмет, а только как среду, ресурсы в ее составных частях;

в-третьих, первобытный человек и до возникновения понятия «социосферы» использовал ресурсы и среду, оказывал влияние на степень выживаемости многих видов животных и подвел черту под существование не только копытных, но и многих хищников. То есть, экологические проблемы возникли вместе с человеком, как новым видом, способным к неслыханной до этого в биосфере самоорганизацией, основанной на его разумности. Разумности создавать орудия и обезличивать природу до осознания им, что он творит. Это мы, сегодня, в силу осознания уже того, что мы творим в природе, стимулируем новые подходы к взаимодействию с природной средой (не биосферой в целом, а с конкретными природными объектами). Потому как не общество взаимодействует со средой. Это конкретный человек (социум) взаимодействует с ней. Конкретный человек поджигает лес, делает весенние палы, занимается браконьерством, не соблюдает технологию производства и т.д., скрывает отчетность в системе управления отходами и т.д.

Становясь на позицию биосфероцентризма человечество, тем самым, берет на себя функцию управлять процессами биосферы, не понимая до конца еще, что такое жизнь, как она возникла, по каким законам развивается. В этом смысле биосфероцентризм – есть косвенное следование антропоцентризму наизнанку. Когда цель защиты биосферы подчиняется опять же цели выживания человека. Не нуждается биосфера в контролируемости человеком того, что в ней происходит. Это человек должен контролировать свои действия по отношению к самому себе! Жить и развиваться, рассчитывая на возможности того, что есть в природе (биосфере), что обуславливает ее самоорганизацию вместе с подсистемой хозяйственной деятельности человека в ней. А отсюда мы должны знать возможности биоэнергетического потенциала (ассимиляционной функции природных сред) биосферы и свою деятельность соизмерять с возможностями воспроизводства ресурсов и качества среды в рамках ассимиляционного потенциала природы. А для этого необходимо:

  • знать биоэнергетический потенциал биосферы и ассимиляционные возможности конкретных природно-хозяйственных комплексов в биосфере;

  • обеспечивать такие темпы экономического роста, которые бы обеспечивали воспроизводство природных ресурсов (замену исчерпаемых ресурсов новыми) и качество среды.

Не спасает и положение перехода от антропоцентризма к биосфероцентризму, в рамках которого не человек рассматривается эпицентром цивилизационного развития, а система «человек-биосфера»8. Это не меньшая утопия, поскольку этот эпицентр вмещает в себя и причину, и следствие. Центризм в паре с биосферой предполагает их единство изначально, связанное их происхождением. Другое дело представление Н.Моисеева о коэволюции человека и биосферы. Это предполагает такое развитие человечества, которое бы не противоречило естественному (эволюционному) соразвитию человека и биосферы. Жить в согласии с природой. Или как говорили наши пращуры, что повелевать природой можно только повинуясь ее законам. Именно такая постановка вопроса, в рамках концепции устойчивого развития в понимании А.Урсула, способна устранить противоречия между целями экономики и экологии. Экономика, построенная на рыночных отношениях, способна устранить возникшие противоречия в сохранении среды обитания в условиях контроля со стороны общества, вооруженного идеалами экогуманизма9. В противном случае «…мы рискуем растоптать наши души» 10.

Ссылки

  1. Фомин Ю.А. Человечество в ХХI веке. - М.: Синтег, 2001.

  2. Унiверсальнi вимiри української культури / Кирилюк О.С., Горський В.С., Парахонський Б.О. та iн. - Одеса: Друк, 2000.

  3. Панарин А.С. В каком мире нам предстоит жить? http://www.fictionbook.ru/author/panarin _aleksandr_sergeevich/v_kakom_mire_nam_predstoit_jit/panarin_v_kakom_mire_nam_predstoit_jit.html

  4. Хефлинг Г. Тревога в 2000 году: Бомбы замедленного действия на нашей планете: Пер. с нем. М.: Мысль, 1990. С. 24.

  5. Зачем современному экономисту философия? Действительно, зачем? http://www.vestnik.fa.ru/1(33)2005/5.html

  6. Вернадский В.И. Философские мысли натуралиста. - М.: Наука, 1988.

  7. Кокин А.В. К проблеме возникновения экологических «страшилок». Кто в этом заинтересован?//Сетевые стратегии Запада на Юге России. Южно-Российское обозрение. №34.2006. С.146-157.

  8. Лось А.В. Концепции современного естествознания. М., 2000. С. 195.

  9. Урсул А.Д. Ноосферная стратегия. Переход России к устойчивому развитию – М.:Ноосфера, 1998.

  10. Вайцзеккер Э., Ловинс Э., Ловинс Л. Фактор четыре. Затрат - половина, отдача - двойная: Новый доклад Римскому клубу: Пер. с англ. М., 2000. С. 387