Появившиеся в СМИ и научной печати мысли о возможности не только прекращения истории человека, но и вероятность уничтожения жизни на Земле самим человеком – по меньшей мере, абсурд, но который заставляет совершенно по-новому взглянуть не только на предназначение разума, но и на вопрос о самой жизни. При этом, как ни странно, опасения исходят из переоценки возможности человека влиять не только на собственную историю, но и историю процессов, происходящих в природе.

Мы не можем ставить вопроса о смысле, целей природы, которым бы подчинялось ее существование и развитие. Целей, которых у неё не может быть, поскольку у Вечности и Бесконечности не может быть никаких ограничений, которые бы имели смысл. В этой связи мы не можем говорить и о «бессмысленности» природы. Но во всем многообразии явлений, неповторяющихся, но периодически возникающих и переходящих из одних состояний в другие, должны существовать события такой самоорганизации, когда природа может противостоять некоторым явлениям, предотвращающим собственное вырождение. Что такие события должны существовать нам подсказывает сама природа, поскольку в своих коллизиях качественных и количественных превращений она не достигает и никогда не достигнет абсолютного хаоса (как и абсолютного порядка), абсолютного нуля, прекращения движения.

К таким событиям в нашем историческом понимании всего хода наблюдаемых в природе процессов необходимо отнести жизнь. Именно ей принадлежит одна из возможностей в своем развитии противостоять росту энтропии в конкретных условиях биосферы1. Но парадокс состоит в том, что жизни на белково-нуклеиновой основе клеточной структуры не может принадлежать вечность и бесконечность. Жизнь – преходяща. Стало быть, она конечна в рамках тех ограничений, которые поставила ей природа.

Тогда для чего понадобился природе этот эксперимент?

Скорее для того, чтобы найти другую, более совершенную самоорганизующуюся сущность в ней. И ей может оказаться разум. Мы говорим «может», поскольку еще до конца не осознали смысла его появления в природе. Но что этот смысл есть – очевидно для нас, мыслящих людей, желающих существовать в природе настолько долго, чтобы не думать о суициде. Ибо в разумности он не заложен как способ подведения черты под свое существование, потому что такое состояние может оказаться только у индивида с неуравновешенной психикой, не желающего дальше страдать от расстройства собственного рассудка, расстройства, которое вызвано коллизиями, какие не могла пережить личность. Выходит, общество одновременно не может сойти с ума, чтобы, достигнув уникального прогресса в своем развитии, познании себя и окружающего мира, задохнуться в собственных отходах неразумной деятельности. Она исходит от неумения общества её организовать, сообразно вызовам, с которыми столкнулось человечество. Отсюда глобальные экологические проблемы, возникшие в обществе – следствие неэффективности принимаемых управленческих решений на уровне межгосударственных и государственных отношений. Эта неэффективность сопровождается:

  • недоверием, неспособностью договариваться в условиях возникающих вызовов;
  • желанием видеть свою выгоду в среде возникающих вызовов, а вызовы превратить в условия своего обогащения;
  • гонкой вооружений и желание устанавливать силовое статус-кво в цивилизованных общественных отношениях;
  • вожделением сделать мир однополярным, навязывая свои взгляды на мир, жизнь, культуру, общечеловеческие ценности;
  • охотой избавиться от «лишних» людей и цивилизаций, находящихся в состоянии стагнации экономики, науки и культуры;
  • жаждой влиять на естественные процессы, происходящие в природе и обществе.

Жизнью, получившей развитие на Земле из преджизненных форм2, образованных в результате космохимических процессов, был запущен естественный механизм более высокого уровня самоорганизации вещества на белково-нуклеиновой основе с клеточным его строением. Мы не знаем, как это произошло3. Скорее всего, по воле Его величества Случая. И не путем перебора всех возможных вариантов4 и соединений органических молекул. Скорее, даже не путем формирования какой-то протоклетки, из которой и возникло потом все многообразие живого5. А почти мгновенного рождения множества различных клеточных структур. Не только на основе матричного копирования органеллами многочисленных структурных форм глинистых минералов, сорбировавших на своей поверхности органическое вещество6, но и структуры самой воды. И только после, на основе конкуренции и естественного отбора протожизнь превратилась в то многообразие, из которого лишь ничтожная часть была сохранена в каменной летописи и стала доступной изучению специалистами7.

Многообразие физико-химических условий в ареалах среды развития клеток также способствовало многообразию видов живого, которое сегодня превышает 1,9 миллиона8 без учета вирусов.

Вирусы (лат. «яд») – облигатные внутриклеточные паразиты. Они поражают все группы живых организмов, живут в клетках растений, животных, человека и даже бактерий (бактериофаги). Открыты в 1892 году русским ботаником Дмитрием Ивановским, однако долгое время оставались неисследованными из-за того, что имели мельчайшие размеры (от 20 до 300 нм).

Вирусы имеют настолько простое строение, что их нередко вообще не относят к живым организмам. Каждая вирусная частица состоит из небольшого количества генетического материала (ДНК или РНК), заключённого в белковую оболочку (капсид) представляющий правильный многогранник типа додекаэдра или икосаэдра, либо оболочку спиралевидной формы. У вироидов (мельчайших вирусоподобных частиц, вызывающих инфекционные болезни растений) капсид отсутствует. В составе некоторых вирусов присутствуют углеводы и жиры. Некоторые вирусы (например, вирус герпеса) имеют дополнительную оболочку, образующуюся из плазматической мембраны клетки-хозяина. В отличие от всех остальных организмов вирусы не имеют клеточного строения. Полностью сформированная инфекционная частица называется вирионом.

Против абиотических, то есть минеральных структур, которых едва могут насчитывать около 5 000 видов. Таким образом, многообразие только существующих в биосфере живых организмов почти в 400 раз больше многообразия минеральных видов. И этот факт говорит о многом, а именно о том, что природа нашла наилучший, помимо минерального (косного), механизм автономной самоорганизации с удивительными свойствами приспособительности к изменяющимся условиям среды. Самоорганизация в природе пошла по пути многообразия формирования живых структур, каждая из которых автономно решала проблемы выживания и развития в изменяющихся условиях сред на основе взаимодействия с ними и косным (минеральным) веществом. Зато, если минеральные виды рождаются в весьма широком диапазоне физико-химических условий и существуют без изменения своей структуры, состава сотни миллионов и даже миллиардов лет, то жизнь лишена такой возможности. Природа пошла по пути создания таких форм самоорганизации, которые оказались не только ограничены узким диапазоном физико-химических условий существования, но и временем, скоростью эволюции видового многообразия. Зато именно за смертными организмами, живущими ничтожное количество времени по отношению к минеральным видам, раскрылась перспектива еще более сложной, ускоренной во времени и эффективной самоорганизации – разума.

Разделение живого на продуцентов, консументов и деструкторов породило непременный процесс зависимости их существования, каждый из которых зависел в своем развитии один от другого. Так сформировались устойчивые биогеоценозы (экосистемы). То есть жизнь формировалась по естественному закону сбалансированности во времени системы воспроизводства взаимозависимых форм. Любые изменения среды неизбежно влияли на формировании структуры баланса в связке: продуценты давали пищу консументам, а те, с помощью деструкторов, возвращали органическое вещество продуцентам. Среда, как следствие эволюции атмосферы, гидросферы и литосферы, включая климат, выступает регулятором такого баланса, определяя граничащие условия одним видам и давая возможность выйти другим, более устойчивым к изменяющимся условиям.

Хозяйственная деятельность человека, вклинившаяся в структуру отношений живого, выступает одним из факторов изменения условий (факторов эволюции) существования живых организмов. В этом смысле вызовы человека биоценозам ничем не отличаются от естественных вызовов, возникающих в самой биосфере. А потому жизнь в любом случае, отвечая на любой вызов, сохраняет свою устойчивость к выживанию9. Только к этому выживанию будут способны те виды, какие будут отвечать сегодня на вызовы и природы, и человека.

Человек, как часть живого, но наделенный разумом, может направить живое в те рамки сосуществования их с человеком, которые устраивают не только человека, но и тот комплекс живых организмов, который будет сопровождать его существование. Человек способен уже создавать искусственные среды, а с помощью селекции и генной инженерии создавать живые организмы, необходимые для его существования до тех пор, пока на Земле будут сохраняться (за счет естественных обменных процессов) условия для его бытия. Конкуренция жизненных форм сохраняется, но только фактором отбора уже является не только природа (среда), но и человек с его потребностями в рамках коэволюции с природой. Именно поэтому жизненные формы будут «обречены» на существование с человеком и будут представлять собой новое экологическое единство. В случае если человек сам спровоцирует свой уход со сцены эволюции, жизнь продолжит свое развитие естественным путем, но уже без человека. Такой сценарий, в отличие от существующих футурологических утопий, реализоваться в принципе не может в силу самоорганизованной сущности разума, способного осознать свое место в природе. Способности разума совершенствоваться в личности, которая всегда подвернется под рукой общества, станет над его утопиями и укажет дальнейший путь развития.

Биосфера, как сбалансированная система законами сохранения биомассы, энергии, вещества за счет непрерывных обменных процессов будет сохранять баланс до тех пор, пока будут поддерживаться энергетические источники ее функционирования: энергия Солнца, тепловая энергия Земли, энергия обменных процессов (включая энергию всевозможных фазовых переходов), зависящая от первых двух. По космологическим данным активность современного Солнца будет продолжаться еще около 5 млрд. лет. Пока солнечная энергия будет питать Землю, до тех пор будет существовать и биосфера, жизнь будет принимать новые формы, но они будут находиться под контролем не только природы, но и разума, способного контролировать не только сохранение, но и развитие жизни с коэволюцией человека.

В условиях непременного осознания человеком своего места в биосфере и природе в целом, в осознании сосуществования с живым многообразием, в будущем он неизбежно будет способствовать распространению жизни в космосе. Именно тогда завершится процесс возврата живого в необозримые просторы Вселенной, из которой и вышли преджизненные формы, породив жизнь на Земле. Вселенная, в вечности которой доминировала бесчувственная материя, обретет живую плоть разумности и духовности. Обретет тем быстрее, чем быстрее мы откажемся от способности рождать мифы и утопии в конкуренции за обладанием большего, чем надо человеку для его развития и при этом принижать роль человека в познании самого себя и своего места во вселенной.

Об удивительных возможностях приспособительности жизни могут свидетельствовать современные научные данные, полученные вулканологами, морскими геологами, исследователями экстремальных условий существования жизни в космосе и во льдах Антарктиды, Гренландии, в глубоких океанических впадинах. Междисциплинарными исследованиями жизни занимаются практически все отрасли естественнонаучного знания.

Семена жизни, взращенные когда-то на Земле, способны сохраниться в состоянии анабиоза и снова прорасти в благоприятных условиях. Природа такие механизмы изобрела уже.

Ссылки

  1. Кокин А.В., Кокин А.А. Мировоззрение. – Ростов-на-Дону – Санкт-Петербург, 2000.

  2. Розанов А.Ю. Цианобактерии и, возможно, низшие грибы в метеоритах //Соросовский образовательный журнал,1996,№11.

  3. Морозов Л.Л. Поможет ли физика понять, как возникла жизнь?//Природа,1984,№12.

  4. Шкловский И.С. Вселенная, жизнь, разум, 4 изд., М., 1976.

  5. Новые формы жизни. Нанобактерии. http://www.computerra.ru/xterra/37330/

  6. Кернс-Смит А.Дж. Первые организмы //В мире науки,1985,№8.

  7. По представлениям выдающегося палеонтолога Б.С.Соколова, количество видов, некогда населявших Землю, которые могли исследовать палеонтологи, составляет не более 0,1%. Остальные виды не могли сохраниться в осадках в силу различных причин.

  8. Мэй Р.М. Сколько видов населяет Землю? //В мире науки, 1992,№11.

  9. Лопатин И.К. Разнообразие животного мира: прошлое, настоящее, будущее //Соросовский образовательный журнал,1997,№7.