Вместо предисловия

Существует много суждений по поводу нарушения энергетического баланса, круговорота воды, биомассы в биосфере под влиянием хозяйственной деятельности человека. В последнее время особенно модным стало связывать потепление климата не с естественными периодическими процессами, происходящими в биосфере, но с интенсификацией хозяйственной деятельности человека. Однако количественные оценки, которые иногда приводят в литературе, вызывают сомнения, поскольку не учитываются многие факторы, ранее казавшиеся малозначимыми.

Автор попытался дать количественную оценку энергетического потенциала биосферы и пришел к неожиданному выводу: ее энергетический потенциал несоизмеримо велик по отношению к энергетическим возможностям человека, особенно если учитывать фактор времени. Предание ведущей энергетической роли в биосфере именно хозяйственной деятельности человека в настоящее время является заблуждением и ничем иным как отступлением от биосфероцентризма в угоду антропоцентризма. И хотя антропный принцип является важным в оценке сущности человека в природе: “Человек есть мера всех вещей!”, тем не менее, человек, как производная биосферы, оказывается не способным поменять ее структуру и функцию.

Накапливая свой энергетический потенциал миллиарды лет (а точнее около 4,1 миллиарда лет), биосфера смогла сбалансировать происходящие в ней обменные процессы. Любые кратковременные (с позиции геологического времени) нарушения этого баланса неизбежно будут нивелированы временем. У биосферы недостатка в нем нет по сравнению с периодом существования человека, а тем более кратковременностью его хозяйственной деятельности с учетом того, что появление человека разумного произошло не ранее 250 тыс. лет назад с момента его появления, а интенсивный промышленный натиск на биосферу не охватывает и пяти веков.

В своем исследовании автор будет часто прибегать к понятию “Природа”. Поэтому он счел необходимым дать разъяснения тем составляющим Природы, которые закрепились в научной литературе.

В современном употреблении термина “Природа” есть много неопределенного.

Автор, на основе анализа информации по тому, что вкладывают различные исследователи в это понятие, пришел к выводу о необходимости его расчленения на: понятие Природы - как сущности, Природы как объекта восприятия, Природы как объекта пользования и Природы как среды.

В понятие сущности природы предлагается вкладывать следующее представление.

Природа - есть сущность, весь мир во всем его многообразии состояний и движений. Употребляется в одном ряду с понятиями материя, Универсум, Вселенная. Таким образом, Природа определяет неразрывное и бесконечное, всеобъемлющее и взаимопроникающее всё: микро-, мезо,- макро,- мега,- супермир . Это единение Начала и Конца, основанные на квантовой сущности материи, вещества, энергии, взаимодействия и информации в Пространстве-Времени. В термине “Природа” нет понятия конкретного объекта, а есть то, что представляет собой материально-пространственно-временное единство части и целого - континуум. Для него не существует миг, который можно остановить, изучить и относительно которого мы сможем сказать, что Мир прекрасен. В Природе все пронизано движением, обменом веществом, энергией и информацией. Она и любая ее часть подвержена самоорганизации, выравнивающей возмущающие факторы, стремящаяся к состоянию равновесия и … никогда не достигающая его. Природа превращает хаос в структурированный порядок, а порядок ниспровергает в хаос.

Природа заставляет нас (в который раз!) искать в ней Высшее Начало. Начало, которого нет, потому что этого начала никогда не существовало, поскольку смысл существования Природы заключен в законах сохранения, в непрерывности движения, изменения, взаимодействия. Толчок, как спусковой механизм, как триггер, провоцирующий начало или как зарождение движения в природе, не имеет смысла, поскольку является следствием непрерывных флуктуаций хаоса. Он не обладает возможностью быть абсолютным, но в пределе всегда провоцирует бесконечные фазовые переходы материи и вещества: от беспорядочного к упорядоченному, структурному и пространственному состояниям материи и вещества, мерой изменчивости которых является время.

Природа - это не размытая поверхность осознания эфемерности объекта (с позиции квантовой механики), это нечто большее, к чему стремится Человек, чтобы понять устройство Мира. Природа - это не только единение Начала и Конца которых нет, но это все между Ничем и Всем. Это живое и неживое в единстве. Это отсутствие любых граничащих эффектов, поскольку они всегда временные. Это все, что заставляет сознание трепетать от восхищенного многообразия быть, существовать, двигаться, жить. Движение есть покой! когда-то заметил Зенон из Элеи . И оказался прав, потому что нет грани между движением и покоем в предельных случаях. Но Природа это и не Колесо, которое подминает под себя Время, но вихрь, увлекающий материю, вещество и сознание в непрерывный процесс возбуждения Хаоса, способного с такой же непринужденностью во времени и пространстве формировать структуры, с какой разрушать их, чтобы создавать новые.

Что же до Человека, то ей, Природе, безразлично, что он “творит” на пути познания ее законов, которых нет. А есть только познанная человеком ничтожная преходящая частность, меняющаяся с о[сознанием] ее многообразия форм состояний, движений, взаимодействий; есть некая сущность, способная в бесконечном разнообразии явлений, состояний и взаимодействий проявлять периодичность в зависимости от случайных флуктуаций и внешних воздействий. Природе даже не важно то, что именно ее самоорганизацией запущен механизм самоорганизованного разума, в который она одинаково, как и в неосознанную часть мира, вложила созидание и разрушение как антиподы (истины и заблуждений), без которых не может существовать движения к познанию ее (Природы) и самого себя (разума). Место же Человека в Природе заключается в своевременности разрушительного в ней заметить созидательное начало и творить, сообразуясь со своими потребностями видеть мир таким, как он ему видится - непрерывно меняющимся; и в способности понять свое место в Природе, свою роль в ней и всякий раз открывать самого себя в ней. Человек - феномен, как и феноменальна его деятельность и способность к познанию Природы как сущности. Но в Природе это единственная, случайно выделившая себя из Нее часть, способная изучать Ее самою, способная к самопознанию, самокопанию в себе, чтобы ставить новые проблемы вплоть до выяснения сущности самого человека.

Красота спасет Мир… Но ведь нет ничего прекраснее и гармоничнее Природы, в которой даже дисгармоничность звучит гимном Случаю, которым хочется восхищаться. Природа является объектом не только искусства, но науки, сущности которых не разделимы ни в сознании, ни в творении человеком. Кажется, что Человек познает и может познать только небольшую часть Природы. Но, познав ее, перед ним раскрывается бездна других частей, ограничивая бесконечность своим восприятием Начал (математики, физики и др.) которые изобрел сам и в которых увидел собственную бесконечность восприятия их сущности, а потому понял, что Природа познаваема в рамках поставленной человеком конкретной проблемы - как формы знания о незнании.

Повторимся, Природа бесконечна и в гармонии и без нее, в созидании и разрушении, она бесконечна в части и целом, в своем непрерывном творении и превращении, несмотря на ограниченность числа атомов в Периодическом законе Д.И. Менделеева, частиц, из которых состоят атомы, несмотря на всего четыре типа физических взаимодействий в ней. Красота природы в видимой части спектра это лишь часть красоты, но как бесконечна палитра звуков в семи нотах, так бесконечно многообразие оттенков всего в семи спектрах видимой части света…

Природа, сотворив в человеке биологическую, не создавала его социальную сущность. Ее он сотворил сам, вначале выделив себя из Природы, а затем неизбежно пришел к созданию структуры общественных отношений (Производство - Потребление - Искусство - История - Право - Наука -Технологии). То есть, разумным Человек сделал себя сам. На этой основе по эстафетному принципу начал накапливать и передавать последующим поколениям знания о Природе, формируя, таким образом, накопленный интеллект . Он доставался ему тяжело, поскольку единственный метод, который сопровождал тернистый путь познания им Природы - был метод проб и ошибок. Не соответствие знания природы вещей каждый раз стимулировали в человеке снова и снова ставить новые проблемы, пока он не поставил главную - проблему выживания себя в Природе. И это, кажется, сегодня та самая вершина, на которую поднялся человек за долгие скитания своего сознания между неразумностью (животным) и знанием (интеллектом). Сегодня Человек должен ответить на самый главный вопрос, каков потенциал Природы, в том числе и Биосферы (его дома), как части ее, и каковы возможности существования Человека в Пространстве-Времени?

Природе свойственно развитие по закону множеств. Множества, в свою очередь, делятся на свои противоположности: частицу - античастицу, положительное - отрицательное, порядок - хаос, симметрию - асимметрию, разумное - неразумное… Но парадокс заключается в том, что Хаос множества не приводит к Хаосу вообще.

Природа как объект восприятия - это окружающий мир человека: река, лес, звезда, галактика Млечный путь, пчела, облака, земля, дом, город и т.д. Это всегда только часть той самой сущности Природы, отделяемая от нее человеком своим сознанием и осознанием происходящего в ней. Часть сущности, которая подвластна наблюдению, изучению, созерцанию, использованию, вмещает человеческую жизнь, сознание и т.д. В этом смысле это понятие может быть как субъективным, так и объективным, а точнее способно к раздвоению сущности объекта восприятия на объективную и субъективную сущности. Нет человека, отсутствует восприятие им не только сущности Природы, объекта Природы, но и природной среды. Объект восприятия не равен, не тождественен сущности объекта. Восприятие всегда богаче формы объекта, но беднее его сущности и структуры. Сознание всегда наделяет объект природы свойствами и качествами, которыми не обладает Природа. Сознание стремится либо к упрощению, либо усложнению объекта восприятия, но никогда не будет истинным по отношению к его сущности, исходя, хотя бы, из принципа дополнительности Бора. Потому как к восприятию подключается сознание человека, которое способно наделить объект несуществующей реальностью и парить своим сознанием в этой нереальности (виртуальности) до тех пор, пока восприятие не обернется голой сущностью. Например, ощутить реальность падения (как проявление гравитации) и разбить голову вместо парения через восприятие красоты полета в мечтании о нем, не заметив, что тропинка, по которой шел, оборвалась…

Природа как объект пользования - это отделяемая от природы ее часть, отвечающая потребности человека, обладающая полезными для него свойствами и качествами, которые он использует для своего социального развития, познания самой природы через взаимодействие с ней.

Природа как среда - это часть Природы изменчивого во времени динамического экологического единства, круговорота вещества, энергии. Совокупность объектов во взаимодействии, движении, изменении состояний, обеспечивающих гомеостаз составных элементов среды: биотопов, биоценозов, экосистем, человека. На глобальном уровне это структура и функция биосферы в единстве круговорота вещества атмосферы, гидросферы, литосферы, обмена энергией и информацией. Место обитания, эволюции жизни и творения человека.

Эстетическое понимание природы включает в себя специфику ощущений в зависимости от душевного состояния человека, его сознания, культуры. В самой природе нет красоты и гармонии. Есть только непрерывный процесс созидания и разрушения через флуктуации качества и количества, через стремление к Хаосу и убегания от него через создания временных структур, не воспринимающих ни красоты, ни гармонии. Это человек в силу своих душевных переживаний и видений замечает в ней прекрасное через каприз своих ощущений.

Взаимодействие Человека и природной среды есть те, влияющие друг на друга факторы, которые влекут за собой новое качество и новое состояние среды, неизбежно стремящейся к равновесию между стремлением среды быть естественной и средой модифицированной, трансформированной под влиянием хозяйственной деятельности человека. Другими словами - Человек не способен вернуть естественное качество среды, поскольку его хозяйственная деятельность является одним из постоянно действующих возмущающих факторов, провоцирующих непрерывное изменение качества среды. А естественную функцию биосферы он переводит в состояние нового качества - ноосферы. Сферы разумного влияния на состояние биосферы, обеспечивающего возможность неограниченного во времени существования человечества в ней.

Таким образом, в процессе своей эволюции человек непрерывно меняет структуру отношений в системе Природа - Человек - Общество

Скачать книгу