«Создатель, если он есть, питает необыкновенную слабость к жукам»
Б. Холдейн.

Всплеск и развитие жизни на Земле – уникальное событие во вселенной. Поразительным оказывается то, что наиболее распространенными жизненными формами на Земле являются насекомые, из которых почти 350 тыс. видов приходится на жуков.

Однако казалось бы на вполне конкретный вопрос, сколько же видов населяет нашу Землю, сегодня нет однозначного ответа. Об этом не знает никто1. Не существует мирового архива существующего видового состава, хотя таксономические исследования проводятся уже более 250 лет.

Таблица Число видов животных в мире и бывшем СССР (И.К.Лопатин,1997) 2

пресмыкающиеся 8000 140
птицы 9000 796
млекопитающие 4000 357

Таблица 4.1.9

Возникает вопрос, почему насекомых много? Скорее всего, потому, что они должны обеспечить процесс воспроизводства растений посредством их опыления и обеспечить продукцией менее распространенных видов наземных животных, которым для роста требуется большое количество растительной пищи.

По разным оценкам число населяющих видов на Земле может быть от 3 до 30 миллионов. Необходимость знания видового разнообразия заключает в себе:

• принятие мер по сохранению видового разнообразия как основу генофонда;

• исследование фундаментальной зависимости между разнообразием биологического сообщества и его выживаемостью в условиях давления хозяйственной деятельности человека на окружающую среду;

• выяснение роли живого разнообразия в поддержании устойчивости биосферы.

Со времен описания 9000 видов растений и животных Карлом Линнеем, а потом, спустя ещё почти 100 лет, было описано еще почти половина существующего видового разнообразия. В наше время ученые ежегодно продолжают находить и описывать только от трех до пяти видов птиц, до 20 видов млекопитающих и один род. По представлениям П.Хаммонда из Лондонского музея естественной истории, с 1978 по 1988 год прирост новых видов птиц достигал в среднем 0,015% в год. Около половины открытий приходится на грызунов, летучих мышей и землероек. Остальные же появляются в результате пересмотра систематики прежних видов на основе современных биохимических данных.

Несколько по-другому обстоит дело относительно других видов, например, членистоногих и насекомых. За десятилетие 1978 – 1988 гг число описанных видов насекомых, паукообразных, грибов и нематод возрастало от 0,8 до 2,4% в год. Все это связано, по мнению Роберта М.Мэйя, с тем, что существует зависимость между более значительным числом таксономистов, изучающих животных и растений, чем числом таксономистов изучающих насекомых и т.д. Наиболее богатые в разнообразии видов территории, где открывается наибольшее количество видового состава, именно там, где оказывается меньше всего таксономистов. Другими словами, нет необходимой стыковки у биологов-таксономистов, занимающимися описанием царства животных и растений в мире. Ученые знают гораздо больше (и тратят на это больше средств) о систематике звезд в галактике, чем о систематике организмов, населяющих нашу планету.

По самым надежным оценкам всего на Земле описано около 1,5 – 1,8 млн. видов. Однако эти списки далеко не полны. Даже по самым скромным подсчетам здесь обитает 3 – 5 млн. видов. Такое разночтение в разнообразие видов исходит из различных методик подсчета видового разнообразия.

По данным современных таксономистов ежегодно от 1 до 2% тропических лесов на земном шаре уничтожаются людьми для того, чтобы расширить площади под сельское хозяйство. При таких темпах уничтожения лесов через 50 лет они практически исчезнут вместе с населяемыми биоценозами. В этой связи человечество должно решать проблему разнообразия животного и растительного мира по тем же причинам, по которым человечество стремится понять происхождение и судьбу нашей вселенной или последовательность молекул в геноме. Ибо непосредственно окружающий нас мир может дать больше в области эволюции самой вселенной, чем мы думаем.

Вымирание видов животных происходило на протяжении всей истории животного мира задолго до появления человека. Известные рубежи вымирания живых организмов охватывают ранний кембрий, поздний ордовик, поздний силур, поздний карбон. Вымирание отмечается на рубежах перми и триаса, на границе раннего и среднего триаса, в средней юре, в конце мелового периода.

Наибольшая потеря видового разнообразия на Земле связана с появлением и развитием человеческой цивилизации. Мы хорошо осведомлены об исчезновение фауны под влиянием хозяйственной деятельности человека. Однако угроза многим системам живых организмов связана с исчезновением бесчисленного разнообразия популяций малозаметных организмов, гибнущих при распашке земли, открытой добычи полезных ископаемых, при строительстве, в т.ч. и дорог, коммуникаций, при обработке почв пестицидами и т.д. Таким образом, сокращается часть генетического материала, необходимая не только для самой жизни, как системы, но и хозяйственной деятельности человека. Фрагментация мест обитаний и сокращение их площадей ставит под угрозу существования целых сообществ живых организмов. Изменение состояния окружающей среды дает всплеск развития тем видам (насекомым и бактериям), которые хорошо адаптируются в условиях урбанизированных ландшафтов и сосуществуют с человеком. «Домушник» таракан так полюбил жилище человека, что все ухищрения от него избавиться не приводят ни к каким результатам. Он проникает с человеком повсюду. Он превратился в его тень. Видимо, в будущем всё живое на Земле будет следовать коэвоюции с человеком, а его хозяйственная деятельность в биосфере будет представлять собой один из факторов выживаемости живого на Земле.

1. Роберт М.Мэй. Сколько видов населяет Землю. // В мире науки, 1992, № 11.

2. И.К.Лопатин. Разнообразие животного мира: прошлое, настоящее, будущее.//Соросовский образовательный журнал,1997,№ 7.