Наука – сфера человеческой деятельности, функция которой определяется выработкой и теоретической систематизацией объективных знаний о действительном и [в том числе] виртуальном окружающем мире. Подразделяется на естественные, общественные и технические направления.

В понятие Природы многие исследователи, вкладывают зачастую разный и достаточно противоречивый смысл. Поэтому, на наш взгляд, необходимо дать некоторые пояснения тем составляющим этого емкого понятия, которые закрепились в современной научной и популярной литературе.

Необходимо расчленение термина «природа» на понятия: природа – как сущность, природа как объекта восприятия, природа как объекта пользования и природа как среда.

В понятие сущности Природы предлагается вкладывать следующий смысл.

Природа как сущность – совокупность интегрированных законов, представляющих собой наблюдаемые разумом регулярности, которым следует материальный мир в пространстве-времени в непрерывном поиске более совершенных самоорганизованных структур, способных на определённых этапах провоцировать возникновение разумной самоорганизации. Последняя способна к познанию как Природы, так и самой себя1. То есть, в принятом представлении в науке – это весь мир во всем его многообразии состояний и движений. Употребляется в одном ряду с понятиями материя, Универсум, Вселенная. Таким образом, Природа (здесь мы отождествляем термин с именем собственным) есть неразрывное и бесконечное, всеобъемлющее и взаимопроникающее всё: микро-, мезо,- макро,- мега,- супермир2. Это Всё между Ничем и Всем, единение Начала и Конца, основанные на квантовой сущности материи, вещества, энергии, взаимодействия и информации в пространстве-времени.

В этом представлении «Природы», в ней нет понятия конкретного объекта, а есть то, что представляет собой материально-пространственно-временное единство части и целого – континуум. Для него не существует миг, который можно остановить, изучить и относительно которого мы сможем сказать, что Мир прекрасен. В Природе все пронизано движением, обменом веществом, энергией и информацией. Она и любая ее часть подвержена самоорганизации, выравнивающей возмущающие факторы, стремящаяся к состоянию динамического равновесия и … никогда не достигающая его равновесности. Природа превращает хаос в структурированную конструкцию, а порядок ниспровергает в хаос по основному ее свойству – самоорганизации. А мы заставляем себя (в который раз!) искать в ней Высшее Начало и смысл. Начало, которого нет, потому что этого начала никогда не существовало, поскольку смысл существования Природы заключен в законах сохранения, в непрерывности движения, изменения, взаимодействия, в её самоорганизации. Толчок, как спусковой механизм, как триггер, провоцирующий начало (извне) или как зарождение движения в природе, не имеет смысла, поскольку является следствием непрерывных флуктуаций хаоса не способного быть абсолютным, потому что перед нами распростёрт Мир, выросший из него. Хаос в критических состояниях всегда провоцирует бесконечные фазовые переходы материи и вещества: от беспорядочного к упорядоченному, структурному и пространственному состояниям материи и вещества, мерой изменчивости которых является время.

Природа – это не размытая поверхность осознания эфемерности объекта (с позиции квантовой механики), это нечто большее, к чему стремится человек, чтобы понять устройство мира. Это живое и неживое в единстве. Это отсутствие любых граничащих эффектов, поскольку они всегда временные. Это все, что заставляет сознание трепетать от восхищенного многообразия быть, существовать, двигаться, жить.

Движение есть покой! когда-то заметил Зенон из Элеи3. И оказался прав, потому что нет грани между движением и покоем в предельных случаях. Но Природа это и не Колесо, которое подминает под себя Время, но вихрь, увлекающий материю, вещество и сознание в непрерывный процесс возбуждения Хаоса, способного с такой же непринужденностью во времени и пространстве формировать структуры, с какой разрушать их, чтобы создавать новые.

Что же до человека, то ей, Природе, безразлично, что он «творит» на пути познания ее законов, которых нет. А есть только познанная человеком ничтожная преходящая частность, меняющаяся с о[сознанием] многообразия форм состояний в Природе, движений, взаимодействий; есть некая сущность, способная в бесконечном разнообразии явлений, состояний и взаимодействий проявлять периодичность в зависимости от случайных флуктуаций, внутренних свойств. Природе даже не важно то, что именно ее самоорганизацией запущен механизм самоорганизованного разума, в который она одинаково, как и в неосознанную часть мира, вложила созидание и разрушение как антиподы (истины и заблуждений), без которых не может существовать движения к познанию ее (Природы) и самого себя (разума).

Место же человека в Природе заключается в своевременности в разрушительном в ней заметить созидательное начало и творить, сообразуясь со своими потребностями видеть мир таким, как он ему видится – непрерывно меняющимся; и в способности понять свое место в Природе, свою роль в ней и всякий раз открывать самого себя в ней.

Человек – феномен, как и феноменальна его деятельность и способность к познанию Природы как сущности. Но это единственная в обозримой вселенной случайно или закономерно выделившая себя из неё разумная часть, способная не только изучать Природу, но и к самопознанию.

Красота спасет мир… Но ведь нет ничего прекраснее и гармоничнее Природы, в которой даже дисгармоничность звучит гимном Случаю, которым хочется восхищаться. Природа является объектом не только искусства, но науки, сущности которых не разделимы ни в сознании, ни в творении человеком. Кажется, что человек познает и может познать только небольшую часть Природы. Но, познав её, перед ним раскрывается бездна других частей, ограничивая бесконечность своим восприятием Начал (математики, физики и др.) которые изобрел сам, и в которых увидел собственную бесконечность восприятия их сущности, а потому понял, что Природа познаваема в рамках поставленной человеком конкретной проблемы – как формы знания о незнании.

Природа бесконечна и в гармонии и без нее, в части и целом, в своем непрерывном творении и превращении, несмотря на ограниченность числа атомов в Периодическом законе Д.И. Менделеева, частиц, из которых состоят атомы. Несмотря на всего четыре типа фундаментальных физических взаимодействий в ней. Красота природы в видимой части спектра это лишь часть красоты, но как бесконечна палитра звуков в семи нотах, так бесконечно многообразие оттенков всего в семи спектрах видимой части света…

Природа, сотворив в человеке биологическую, не создавала его социальную сущность. Её он сотворил сам, вначале выделив себя из Природы, а затем неизбежно пришел к созданию структуры общественных отношений (производство – потребление – искусство – история – право – наука – технологии). То есть, разумным человек сделал себя сам. На этой основе по эстафетному принципу начал накапливать и передавать последующим поколениям знания о Природе и своей истори, формируя, таким образом, накопленный интеллект4. Он доставался ему тяжело, поскольку единственный метод, который сопровождал тернистый путь начала познания им Природы – был метод проб и ошибок. Несоответствие знания природе вещей каждый раз стимулировали в человеке снова и снова ставить новые проблемы, пока он не поставил главную – проблему своего смыла в ней. И это, кажется, сегодня та самая вершина, на которую поднялся человек за долгие скитания своего сознания между неразумностью (животным) и знанием (интеллектом).

Природе свойственно развитие по закону множеств. Множества, в свою очередь, делятся на свои противоположности: частицу – античастицу, положительное – отрицательное, порядок – хаос, симметрию – асимметрию, разумное – неразумное… Но парадокс заключается в том, что хаос множества не приводит к хаосу вообще.

Другие исследователи 5 под понятием «Природа» подразумевают существование единой универсальной сущности (всеобщей связи всего со всем), которая образует единую систему, совокупную связь тел, сводя понятие по существу к фундаментальному принципу причинности. Пространственно-временная структура Мира определяется системой всевозможных материальных воздействий одних мировых явлений на другие). Принцип причинности представляет собой необходимую и достаточную основу для последовательного (систематического) описания Мира. В этом смысле резонна постановка вопроса, что понимать под единой универсальной сущностью? Единство взаимодействий Всего? Тогда что представляет Всё? – открытую или закрытую систему? Использование же принципа причинности отсылает нас к проблеме происхождения… Всего. Если не творение, тогда что?

Мы долго будем ещё биться над понятием Сущности Природы, и нам ничего не останется, кроме как принять Вечность превращений и движений материального Мира, в котором на каком-то витке случайных превращений появился социум, являющийся мерой всех этих представлений о Мире.

Уровень организации самой Природы – самый сложный вопрос. Если вообще можно его ставить в таком виде. В авторском представлении он заключается в следующем. Где начинается и заканчивается «творение» самой Природы, а где начинается (эволюция) объектов её «творения»? И вообще, что такое «творение» Природы? Существует ли оно?

С позиции философии Природа, как мы уже отмечали выше, это сущность, которая представляет собой процесс вечных движений, превращений материального мира в пространстве и времени. Каждое мгновение пространство, время и материя, бесконечно интегрированные в континуум, – другие, опосредованные движением и превращением в новые состояния и формы. Тогда представление о Начале не имеет смысла. Природа вечна, а её состояния – следствие её самоорганизации, флуктуирующей между сингулярностью и энтропией вселенной. Бесчисленные другие вселенные могут возникать снова и снова из флуктуаций первичного вакуума, но физика в них, возможно, другая. Между сверхплотным, упорядоченным горячим состоянием материи, сконцентрированной в сверхмалом объеме и хаосом (физическим вакуумом в бесконечном пространстве-времени сверхнизкой плотности и температуры, близкой к абсолютному нулю 6). Самоорганизации, которая порождает новую, другого уровня и состояния в рамках существующих законов сохранения. В этом смысле уровень организации Природы определяется возникновением новых структур в пространстве-времени, способных к развитию и эволюции. Такими уровнями структур являются следующие.

Первый уровень. Существует в условиях сингулярности. Элементарная часть материи – квант электромагнитного поля. Началом являются квантовые флуктуации извечного физического вакуума. При этом он представляет собой наинизшее энергетическое состояние квантовых полей. А в рамках Теории Всего – четыре типа фундаментальных взаимодействий слиты в одно – супергравитацию.

Флуктуации первичного вакуума, по представлениям многих современных теоретиков, дают начало множеству (порядка 10 в степени 50!) вселенных с самыми разными значениями физических констант в них. Заметим, что концепция вечного первичного вакуума в некотором смысле соответствует давней философской идее извечной самоидентичности Мироздания.

Второй уровень. Существует в рамках Стандартной модели (Большого взрыва) образования вселенной:

  • элементарные частицы и их производные;
  • кварки;
  • частица Хиггса;
  • ядра атомов водорода и гелия и атомы.

Третий уровень. Существует в рамках эволюции вселенной в условиях галактик и образования звёзд населения-I,II:

  • производные ядер атомов (изотопов) тяжелее водорода;
  • производные атомов.

Четвёртый уровень. Существует в рамках эволюции планетарных туманностей:

  • молекулы и производные молекул;
  • ионы и производные ионов;
  • кластеры и производные кластеров (включая элементарные ячейки кристаллов);
  • космическая пыль (примитивные по составу минеральные образования и химические соединения, рождённые звёздами):

Пятый уровень. Существует в рамках планет и планетных систем до биологического этапа формирования:

  • минералы разного и сложного состава;
  • породы сложного состава;
  • замерзшие газы, вода;
  • примитивные органические соединения, предшествующие жизненным формам (преджизненные формы);

Шестой уровень. Существует в рамках геологической истории планет с биологической формой жизни:

  • газы разного состава;
  • жидкая вода;
  • сложные по составу и генезису породы, комплексы, формации;
  • клетка (жизнь, биосфера)

Седьмой уровень. Разум. Использует то, что уже создано Природой на каждом из обозначенных уровней в рамках вселенского, галактического, звёздного и планетарного круговорота вещества и эволюции самоорганизующихся систем.

Таким образом, в дальнейшем можно считать, что переход состояний вселенной зависит только от принятой модели её развития и функция природы предстаёт в виде эволюции самоорганизующихся систем обозначенных семи уровней. То есть, поддержание условий всеобщей самоорганизации Мира зависит от каждого её уровня в их взаимосвязи и взаимозависимости и не зависит уже от первичного состояния самой Природы после возникновения самоорганизующихся структур нового поколения. Ибо всё может вернуться в исходное состояние в обозначенном интервале действия законов сохранения Природы: сингулярность – физический вакуум – сингулярность. То есть бесчисленные другие вселенные могут возникать снова и снова из флуктуаций физического вакуума, но физика в них может быть другой 7. Эта последовательность закреплена на всех уровнях организации материи и вещества: рождение – жизнь – смерть – рассеяние – флуктуации – концентрация – рождение и т.д. Принцип самоорганизации (как всеобщий закон Природы) изначален. Он сохранялся, сохраняется, и будет сохранять своё действие (значение) бесконечно, в любых пространственно-временных измерениях, изменяя лик самой Природы, частных её законов, а посему фундаментальные константы должны изменяться во времени и при формировании других вселенных. И в ином Творце действительный Мир действительно не нуждается.

Природа как объект восприятия – это окружающий мир человека. Мир экологически завершенного единства. Это река, лес, звезда, галактика, пчела, облака, земля, дом, город и т.д. И это всегда только часть той самой сущности Природы. Часть, отделяемая человеком от Неё своим сознанием и осознанием происходящего в ней. Часть сущности, которая подвластна наблюдению, изучению, созерцанию, использованию. Часть, которая вмещает человеческую жизнь, сознание и т.д. В этом смысле это понятие может быть как субъективным, так и объективным, а точнее способно к раздвоению сущности объекта восприятия на объективную и субъективную сущности. Нет человека, отсутствует восприятие им не только сущности Природы, её объекта, но и природной среды. Объект восприятия не равен, не тождественен сущности объекта. Восприятие человеком всегда богаче формы объекта, но беднее его сущности и структуры. Сознание всегда наделяет объект свойствами и качествами, которыми не обладает ни Природа, ни ее объект. Оно стремится либо к упрощению, либо усложнению объекта восприятия, но никогда не будет истинным по отношению к его сущности, исходя, хотя бы, из принципа дополнительности Бора. Потому как к восприятию подключается сознание человека, которое способно наделить объект несуществующей реальностью и парить своим сознанием в этой нереальности (виртуальности) до тех пор, пока восприятие не обернется голой сущностью. Например, ощутить реальность падения (как проявление гравитации) и разбить голову вместо парения через восприятие красоты полета в мечтании о нём, не заметив, что тропинка, по которой шёл, оборвалась…

Поэтому часто возникает вопрос: где начинается тот момент, когда окружающая нас природа отказывается подчиняться далее вмешательству человека? Ответ лежит на поверхности. Нужно знать, то есть, рассчитать возможности биосферы, конкретного природного комплекса, какова их способность воспроизводства вне хозяйственной деятельности человека. Другими словами, рассчитать ассимиляционный потенциал биосферы или конкретного природно-хозяйственного комплекса. То есть тогда нам нужно заново разобраться с тем, что же представляет собой собственно окружающая природа человека. И этот вопрос, скорее, не столько философский 8, сколько естественнонаучный.

Природа как объект пользования – это отделяемая от окружающей человека природы ее часть, отвечающая потребности человека, обладающая полезными для него свойствами и качествами, которые он использует для своего социального развития, познания самой природы через взаимодействие с ней.

Природа как среда – это часть Природы изменчивого во времени динамического экологического единства, круговорота (обмена) вещества, энергии, информации. Совокупность объектов во взаимодействии, движении, изменении состояний, обеспечивающих гомеостаз составных элементов среды: биотопов, биоценозов, экосистем, человека. На глобальном уровне это структура и функция биосферы в единстве круговорота вещества атмосферы, гидросферы, литосферы. Место обитания, эволюции жизни и творения человека.

Эстетическое понимание природы включает в себя специфику ощущений в зависимости от душевного состояния человека, его сознания, культуры. В самой природе нет красоты и гармонии. Есть только непрерывный процесс созидания и разрушения через флуктуации качества и количества, через стремление к хаосу и убегания от него путём создания временных структур, не воспринимающих ни красоты, ни гармонии. Это человек в силу своих душевных переживаний и видений замечает в ней прекрасное через каприз своих ощущений, наделяет ее своими качествами.

Взаимодействие человека и природной среды есть те, влияющие друг на друга факторы, которые влекут за собой новое качество и новое состояние среды, неизбежно стремящейся к равновесию между стремлением быть естественной, модифицированной, трансформированной под влиянием хозяйственной деятельности человека. Другими словами – человек не способен вернуть естественное качество среды, поскольку его хозяйственная деятельность является одним из постоянно действующих возмущающих (внутренних!) факторов, провоцирующих непрерывное изменение её качества. А естественную функцию биосферы он переводит в новое состояние – ноосферы. Сферы разумного влияния на состояние биосферы, обеспечивающего возможность неограниченного во времени существования человечества в ней.

Таким образом, в процессе своей эволюции человек непрерывно меняет структуру отношений в системе Природа – Человек – Общество.

На каком уровне развития находится общество, таковы и представления о Природе и её законах. Но окружающий нас мир Природы изучает не общество, а конкретные люди, учёные. Общество может способствовать изучению действительной картины мира или нет. Конкретные исследователи занимаются изучением конкретных областей знания (естественнонаучное, гуманитарное) и делают выводы о конкретных закономерностях явлений, состояний окружающего нас мира. В этом смысле знание как таковое представляется обществу в двух его аспектах: естественнонаучное и гуманитарное.

Естественнонаучное знание должно отражать естественное состояние материального мира, а гуманитарное – как отражение представлений об этом мире в сознании людей. Раздвоение знания на две сущности связано с двойственной природой человека, способного принимать естественные законы таковыми, какими они есть, а общественные – изменять под потребности своего развития. И возникает удивительный вопрос. Если социальная сущность человека способна менять законы в угоду своих потребностей развития, то не изменяет ли таким же образом Природа своих законов в процессе своего развития? Другими словами, соблюдаются ли фундаментальные законы в самой Природе в условиях вечности движения и преобразования в ней материи? Да и понятие фундаментальный, всеобщий, частный закон – условное. Поскольку в частных законах должны соблюдаться всеобщие законы Природы! +В этом смысле деление законов на частные и всеобщие – условно+.

В самом понятии «закон» человечество сознательно ввело ограничения, дабы ни шагу от того, завоёванного знания в сторону до того, как они позволят обществу говорить, что они не частные, не общие и…, может быть, не фундаментальные, а изменчивые. Поэтому в самом определении закона, данного философией, как категории объективно существующей, необхо­димой, существенной, устойчивой, повторяющейся связи между явле­ниями в природе и обществе заложены, на самом деле, ограничения (!). Так должно быть в силу, например, ныне существующих представлений о самой Природе. Которая, на самом деле, ни на одно мгновение не повторяющееся следствие собственного развития. Поэтому, если всё-таки обнаруживается, что всеобщий закон становится частным, говорят об области его действия или применения…

Ну, во-первых. С общественными (институциональными) частными законами как раз всё понятно. Уж, не говоря, об основном законе каждого народа – Конституции. Мы их можем совершенствовать, менять и отменять. При этом у кормила формирования таких законов стоит, с одной стороны, народ, а с другой – власть. Противоречия между властью и народом во всей истории их сосуществования не устранимые (вполне применим всеобщий закон единства борьбы противоположностей в философии). Но именно эта противоречивость и является двигателем демократических преобразований и обе стороны должны на каждом историческом рубеже достигать так называемого консенсуса, чтобы двигаться дальше в своём развитии. Стало быть, общество, если не хочет прекратить своё развитие просто обязано менять общественные законы в изменившихся политических, экономических и социальных условиях.

Во-вторых, бесконечный мир превращений и движений материи в Природе, базирующийся на частных (физики, химии, биологии и т.д.) и всеобщих её законах (эволюции) также должен приспосабливаться к изменяющимся условиям высоких и малых энергий, высокой и малой плотности, малых и больших масс, низких и высоких скоростей, разбавленным и концентрированным растворам и т.д.

В-третьих, если мы говорим о единстве окружающего нас мира, то это единство должно основываться на единстве принципов развития – изменчивости всего: материи, пространства, времени, законов. Но нам в процессе познания окружающего нас мира приходится использовать существующие подходы к категории представлений об аксиоме и постулате, гипотезе и теории, наконец, о законе. Но движение в сторону формулировки закона сопряжено с необходимостью на каком-то уровне представлений о явлении ограничиться аксиомой или гипотезой. Наконец создать теорию, осмысление которой может нас привести к формулировке закона.

Сылки

  1. Кокин А.В. Феномен интеллекта.-С-Пб:2002.

  2. Кокин А.В., Кокин А.А. Мировоззрение.-Санкт-Петербург,2000.

  3. 490-430 гг до нашей эры. Автор знаменитых апорий. По мнению Аристотеля являлся основателем диалектики как искусства постижения истины посредством изучения сущности противоречий.

  4. Кокин А.В. Феномен интеллекта. –С-Пб: « ИИА Лик»,2002.

  5. Мушаилов Б.Р. « О всеобщей целесообразности» http://www.astronet.ru/db/msg/1220688

  6. Не достигается ни абсолютный порядок, ни абсолютный хаос.

  7. С 1995 г. стало ясно, что вокруг звезд (ныне уже установлено около 300) открыты новые планетные системы. Оказалось, что наша планетная система существенно отличается от других не только по составу, но и способам образования. То есть образование планет не происходит по похожему сценарию в Солнечной системе.

  8. Рормозер Г. Кризис либерализма / Пер. с нем. - М., 1996. - 298 с.