Новый минеральный тип марганцеворудной минерализации в Восточной Якутии1 представлен сульфидной формацией практически нацело (92 — 98%) состоящей из алабандина с устойчивыми концентрациями марганца на уровне 48 — 57% по простиранию и падению рудных тел. Вертикальный размах выхода алабандиновой минерализации в естественных коренных выходах зафиксирован в пределах абсолютных отметок 2220 и 1820 м, то есть составляет 400 м. Выходы жильных тел и зон с алабандиновой минерализацией по простираню фрагментами прослеживаются вдоль субмеридиональной зоны Главного разлома на расстояние до 5,5 км.

Блоковая геологическая структура месторождения (рис.1) субмеридионального простирания сформировалась в интервале J3 - K2 и представляет собой двухъярусное (этажное) строение. Первый структурный ярус представлен псаммито-алевритовыми отложениями Р2 (менкеченская и чамбинская свиты) с вскрывающейся мощностью более 500 м. Вышележащие вулканогенные образования (лавы, туфолавы андезитов, дацитов, риолитов, туфы) дюстачанской и когарской серий К1 - K2 представляют собой верхний структурный этаж, с угловым и стратиграфическим несогласием залегающий на нижнем терригенном этаже. Субвулканический комплекс представлен дайковыми телами гранодиорит-порфиров, субвулканическими телами (массивами, штоками, некками) риодацитов, гранитов К1-2, К2. Ранне-позднемеловые и позднемеловые вулканогенные образования рассекаются редкими раннепалеогеновыми пострудными дайками базальтов.

Оруденение располагается как в породах нижнего, так и верхнего структурного ярусов. Алабандиновые руды секут ранне-позднемеловой выход риодацитов и гранитов. На этом основании оруденение отнесено к позднему мелу (допалеогеновому возрасту).

Особенность образования руд Высокогорного рудного поля.

  1. Широкое развитие метасоматических преобразований вмещающих пород обоих структурных этажей, которое выражается последовательной сменой проявления слабой грейзенизации, интенсивной беризитизаци, пропилитизации, аргиллизации.

  2. Руды сформировались в три этапа и пять стадий минералообразования.

Ранний этап. Собственно касситеритовый. Проявлен в центральном блоке. Включает одну стадию. Она проявлена мощными и протяженными минерализованными субмеридиональными зонами дробления с тонким кварц-сульфидным прожилкованием в центральной части зон с развитием в них и прожилках, преимущественно, кварц-пирит-арсенопиритовой с касситеритом минерализации.

Рис. 1. Принципиальный продольный разрез в плоскости субмеридионального Главного разлома. В блоковом строении Высокогорного рудного поля устанавливается пологое южное склонение минерализации, сформировавшейся в ранний-средний (1) и поздний (2) этапы рудообразования.
 Рис. 1. Принципиальный продольный разрез в плоскости субмеридионального Главного разлома. В блоковом строении Высокогорного рудного поля устанавливается пологое южное склонение минерализации, сформировавшейся в ранний-средний (1) и поздний (2) этапы рудообразования.

Средний этап. Олово-серебро-полиметаллический. Проявлен также в основном в центральном блоке. Включает раннюю и позднюю стадии рудообразования. Ранняя стадия выражена также мощными и протяженными минерализованными зонами дробления восток-северо-восточного простирания с более мощными прожилками кварц-карбонат-полисульфидного (галенит-сфалеритового с касситеритом) состава. Поздняя — полисульфидная стадия, выражена линзовидными, иногда протяженными мощными жилами (до 1,5 м) в минерализованных зонах дробления. Включает, преимущественно, пирит- галенит-марматит-пирротиновую минерализацию с касситеритом, станнином, висмутином.

Поздний этап. Алабандин-сульфоантимонитовый. Проявлен в основном в пределах северного и южного блоков. Включает раннюю, преимущественно, моносульфидную стадию развития протяженных и линзовидных алабандиновых жил мощностью 0,3 — 2,0 м и протяженностью от первых десятков, сотен метров до 1,650 км. А также мощными жильными зонами с наличием в них сближенных или разобщенных кулисообразных алабандиновых жил мощностью 0,05 — 1,25 м. И позднюю стадию, наложенную на руды, сформировавшиеся в более ранние стадии (рис.2), представленную, преимущественно, кварц-родохрозит-сульфоантимонидами марганца, индия, свинца, цинка, серебра, олова, меди, сурьмы.

Рис. 2. Вертикальный размах и относительная площадь развития естественных выходов наложенных полистадийных минеральных ассоциаций Высокогорного рудного поля, формирующих прямую регрессивную минералогическую зональность.
 Рис. 2. Вертикальный размах и относительная площадь развития естественных выходов наложенных полистадийных  минеральных ассоциаций Высокогорного рудного поля, формирующих прямую регрессивную минералогическую зональность.

  3. Марганцевая (алабандиновая) минерализация в пределах рассматриваемого рудного поля Высокогорного представлена только одним из этапов и двумя стадиями полихронного и полиформационного рудообразования, сравнимому по комплексу минеральных ассоциаций олвово-серебро-сульфопантимонитового состава с известными боливийскими аналогами месторождений. С той лишь разницей, что здесь проявлен феноменальный процесс выделения в стадию собственно марганцевых руд алабандинового минерального типа, не имеющего пока мировых аналогов и относящегося к новому типу с высокими промышленными концентрациями в рудах марганца, индия, серебра, олова.

Последовательное (во времени) проявление этапов и стадий минералообразования сформировало пространственную (вертикальную) минералогическую зональность. В рамках структурно-минералогических исследований обнаруживается как пространственное совмещение (например, стадий первого этапа и двух стадий второго этапа в центральном блоке рудного поля), так и разобщение этапов и стадий минерализации. В условиях наложения стадий минералообразования интенсивность оруденения обычно выше.

Временная (от ранних к поздним) и пространственная (вертикальная — снизу вверх) зональность рудного поля на разных уровнях организации геологических тел выглядит следующим образом.

Рудно-формационная:

Кварц-полисульфидная с оловом — кварц-карбонат-полисульфидная с оловом и серебром — полисульфидная с оловом, свинцом, цинком — моносульфидная алабандиновая с марганцем, индием, серебром, оловом.

Минералогическая макрометрическая:

кварц-пирит-арсенопиритовая с касситеритом — кварц-карбонат-галенит-сфалеритовая с касситеритом — галенит-марматит-пирротиновая со станнином — алабандиновая — индий-сульфоантимонитовая.

Минералогическая нанометрическая в алабандиновых рудах: касситерит, арсенопирит — манганоидиит — петрукит, рокезит — сульфоарсениды, сульфоантимониды серебра.

Примеси в минералах от центра зерен к их краям имеют тенденцию возрастания концентраций в ряду : в пирротине- Fe,Mn — Zn, Cu, Pb — In, Ag; в алабандине — Fe,Мn — Zn,Cu,Pb — Sn, In — Ag,Sb; арсенопирите - Fe,As — Zn,Sn,In – Ag. То есть примеси в рядах принципиально согласуются с вертикальным рядом геохимической зональности в рудном поле и конкретных рудных телах, транслируя временную геохимическую зональность:

As,Bi,Te (Au?) — Sn1 — Zn,Pb,Sn2,Ag1 — Мn,Sn3,In,Ag2.

Таким образом, информация о закономерностях пространственного положения минералов (от макро- до наноуровня) и химических элементов в них наследуется разными уровнями организации геологических тел2 .

Высокогорное рудное поле помимо собственно промышленных концентраций марганца на самом деле представляет собой комплексный рудный объект с наличием в нём промышленных концентраций олова, серебра, индия, свинца и цинка в рудах.

Литература:

  • Кокин А.В. Примеси в минералах как отражение геохимической зональности некоторых рудных месторождений //Геология, методы поисков и разведки месторождений металлических полезных ископаемых. 1980. Вып.3. №6. С.3-25.

  • Кокин А.В. Ряды минералогической зональности в структурах Южного Верхоянья (Якутии)// Записки Всероссийского минералогического общества.1999. Ч. СХХVIII. №2. С.12-23.

  1. Кокин А.В., Силаев В.И., Киселева Д.В., Филиппов В.Н. Новый потенциально промышленный сульфидно-индиево-марганцевый тип оруденения. Представлено академиком Н.П. Юшкиным 08.04.2009 г.// Доклады академии наук. 2010. Т. 430. № 3. С. 359–364.

  2. Кокин А.В. Сохранение информации в распределении химических элементов на разных уровнях организации вещества в пространстве и времени.//Вестник Госкомгеологии. 2006. №1(7). С.19-30.