История тем, хороша, что в ней можно мысленно плавать и получать удовольствие от ветра, наполняющего паруса желаний и замечать то, что никто никогда не видел. И тщанием головокружительных впечатлений плыть и плыть по обрывкам легенд в наскоро сколоченном гипотетическом корабле, плыть, по осколкам человеческой культуры, вскрывая одно наслоение за другим, как бы листая страницы ушедших эпох. История, запечатленная в традициях, лингвистике, этнографии, географии, экологии может быть дополнена археологией. Но не в меньшей степени история может быть вскрыта по владеню орудиями труда, представляющих собой результат горного промысла, как первые попытки человеческой культуры использовать прочность и долговечность камня. Именно с камня началясь эпоха стремительного освоения земных пространств. Уже в палеолите1 человек не только искусно владел каменными орудиями, кои надо было добывать именно на основе горного промысла, но и творить искусство, как способ живоописания петроглифами картин жизни предков современного человека 30 тысяч лет назад, вдруг обнаруженными на территории Франции.

В Прибалтике долгое время ходили легенды об искусных рудокопах-славянах, соседях пруссов2, то есть о руссах в Росси3. В конце неолита4 (около 3-4 тыс. лет назад) племена в поисках новых земель начали перемещаться к северу и в долине Росси стали добывать кремень. На «рудной» основе возникла общность руссов (аруссов). Сведения о россах распространились по Центральной, Северной и Южной Европе. И не исключено, что этими преданиями порождена библейская версия о загадочном и грозном племени рос…, объединившим самые разные племена : славянские, балтские (пруссов), германские…

Обычно говорят о молодости российской (русской) культуры, связывая ее с эпохой Петра-I, Ломоносова… На самом деле любой этнос развивается по закону периодичности: расцвет или вспелеск культурного развития его чередуется с упадком. Где-то в далеком прошлом, россы могли представлять собой некую племенную группировку высочайшего уровня развития, использовавшие для этого достижения горного промысла еще в неолите…Но затем утратили свою значимость в становлении культуры другим европейским этносам… И вряд ли можно считать обоснованным, что российский этнос начал распадаться где-то на рубеже первой четверти XIX века5. Скорее где-то на рубеже 250 – 300 лет назад российский этнос приступил к новому строительству суперэтноса в понимании Л.Гумилева на основе осознания европейских ценностей. Но это строительство не представляет собой плавную кривую подъема в его развитии. Она также имеет тенденции к взлетам и падениям… Об одном из этих влетов, обеспечивших раскрытие границ России на восток, закрепление ее как державы на крупнейшем Евразийском континенте, развитии горного дела и пойдет повествование…

* * *

Прозападная настроенность политики Ивана Грозного началась с того, что еще в середине XVI века он милостиво принял английского моряка Ричарда Ченслера, открывшего торговый путь в Россию по Белому морю до Архангельска. Позднее Иван Грозный фактически с ущербом для страны предоставил англичанам чрезвычайно выгодные концессии на вывоз в Западную Европу пеньки для канатов, леса корабельного и строевого, мехов, семги и других товаров. Русские купцы роптали меж собой, но оспаривать решение царя не рисковали, боясь царских опричников. Реализация концессий происходила за счет расходования природных ресурсов России при полном отсутствии контроля со стороны государства. Таким образом, истоки расточительного использования собственных природных богатств для достижения призрачных политических целей или амбиций конкретного представителя власти или просто для укрепления личного могущества, находятся в глубинах истории государства российского. Не зная, а, зачастую не желая знать цены принимаемых решений, власть с легкостью будет и в будущем распродавать не только свои природные ресурсы, но и территории вместе с народом (Аляски, например), который открывал, осваивал их. Или еще хуже, бросать и территории и свой народ на произвол судьбы…

С концом великой Смуты6, обретшая относительный покой, Россия начинает новое стремительное продвижение на восток, приращивая не только территории, но и несметные для того времени природные богатства. Но эта волна продвижения на восток была особенная. Она под крыло России присоединила громадные просторы Западной и Восточной Сибири, раскинувшиеся к востоку от Каменного Пояса7. Из Западной Сибири на Дальний Восток были открыты два пути: через Мангазею на северо-восток, а через Забайкалье – к Охотскому морю и Маньчжурии.

Казаки к 1625 гóду уже дружно уживались с «братскими людьми» бурятами. К 30-м годам этого столетия русские варяги и просто «фартовые», или, как их иногда еще называли, «охочие» люди, ищущие приключений и бежавшие от произвола власти, шли «встречь солнца» и обживали бассейн великой сибирской реки Лены.

В первой половине XVII века российские землепроходцы заложили Томск, Енисейск, Якутск, Красноярск, Иркутск. Обживая бескрайние просторы, отважные первопроходцы и мореплаватели П.Иванов (1636-1639 гг.), Е.Буза (1638-1639гг), И.Ерастов и Д.Зырян (1641-1644 гг.), ставили зимовья (на р. Яне – Усть-Янское и Верхоянское), закладывали основы развития приполярья. За ними шли русские миссионеры, и Россия стала прочно «прирастать Сибирью» с экспедицией В.Пояркова (1645г), Е.Хабарова (1648 – 1649 гг). Практически за один век, начиная от похода Ермака (1581 – 1583гг) до войн с маньчжурами на Амуре (1687 – 1689 гг), была присоединена территория от Урала до Тихого океана. Именно благодаря С. Дежневу (1641-1643 гг.), М. Садухину и Ф.Попову, проплывшими от устья Колымы и обогнувшими Чукотский полуостров, русские вышли к Тихому океану через пролив, разделяющий Азию и Америку…

Так Россия прочно закрепилась на великом пространстве Евразии, благодаря страстности характера русского человека, особенно казачества, к приключениям, свободе и независимости от власти. Именно, не благодаря, а вопреки власти русский народ, бежавший от ее произвола, делал вначале Русь а потом и Россию великой. Власть, выталкивая непокорных из освоенных пространств, вольно или невольно провоцировала необходимость раскрытия своих границ на восток беглыми и охочими до приключений людьми. И никто даже не предполагал, что пройдут столетия, и история освоения Восточной Сибири повторится в будущем. Но уже не по воле свободных от произвола власти людей, а под давлением власти от имени советского народа, давшего ей эту власть и самому прошедшему через невиданное по силе и жестокости рабство, от которого содрогнутся даже те, которые получили от него самого эту власть…

Первая Камчатская экспедиция была задумана Петром-I. Видимо он не был наслышан о плавании Дежнева в 1648 году, поскольку «.. о чем мыслил давно и что другие дела предпринимать мешали, то есть о дороге через Ледовитое море в Китай и Индию… Не будем ли мы в исследования такого пути счастливее голландцев и англичан..?». И незадолго до смерти в 1724 году отдал приказ об организации экспедиции, начальником которой назначил 44 – летнего капитана I-го ранга (позднее получившего чин капитана-командора) выходца из Дании Витуса Йонссена (Иван Ивановича) Беринга двадцать лет состоявшего на службе в России и плававшего в Индию. Беринг с командою до 75 человек два года будет пробираться к Охотскому морю. Последнюю часть пути около 500 верст от устья Юдомы до Охотска Беринг пройдет зимой нартами, в которые будут впряжены люди…, часть из которых сгинет от голода и холода… Петр так и не узнает результаты экспедции Беринга, который через пять лет вернется в Петербург, завершив открытие северо-восточного побережья Азии, но не сделав главного– открытия пролива между Азией и Америкой. Это сделает в 1733 году Иван Федоров и Михаил Гвоздев. Но не их именами будут названы ни открытые ими острова, ни пролив, ныне носящий имя В.Беринга.

После реформаций Петра-I государству нужны были деньги (золото и серебро), железо, чтобы лить пушки, плавить цветные металлы для производства бронзы с добычей меди, свинца, олова. Усилиями Великого Реформатора России развитие получает горное дело. За Каменный пояс устремились рудознатцы и охочие до сыска серебра, золота и драгоценных камней люди. Власть, обеспокоенная, что часть металла ускользает из ее рук, «учиняет» дознание за охочими людьми. Организует казенные заводы на Урале, в Западной и Восточной Сибири, на Алтае…

Великая Северная (Вторая Камчатская) экспедиция М.Гвоздева, В.Беринга и А.Чирикова 1732-1743 гг завершится открытием Северо-Западной Америки… Таким образом, ширь России географическими открытиями замкнулась не только Евразией, она простерлась к Северо-Американскому континенту. Чудеса смекалки проявляли не только служивые государевы люди. В 1742 году, когда, казалось, завершение Великой Северной экспедиции будет под угрозой, поскольку все корабельные плотники умерли от цинги, казак Савва Стародубцев из разобранных частей корабля «Св. Петр» строит небольшое судно и спасает положение. Свен Ваксель, сменивший командора Беринга, умершего в 1741 году, позже скажет, что без Стародубцева все могло закончиться хуже. И по его представлению Савва Стародубцев в 1744 году был награжден званием сына боярского…

Никогда еще в истории государства Российского, вопреки ведению многочисленных и нескончаемых войн, несмотря на внутренние дворцовые распри, не уделялось столько внимания освоению новых земель, как в период тридцатых – шестидесятых годов XVIII столетия. Несмотря на скудность финансирования, благодаря мужеству, отваге дворян, военных и просто служивых людей, крестьян и ссыльных, да и просто охочих до приключений людей, могущество госудаства стремительно прирастало Сибирью. В этом проявилась великая черта народа Российского к самопожертвованию ради своего отечества, да и просто ради удовлетворения духа свободного от власти люда, творившего чудеса изобретательности и отваги в освоении этого богатейшего края. Народ уходил от власти, а она его принуждала к ней. Народ открывал территории, а она распоряжалась ими как своей вотчиной, продавая ее вместе с великим народом, коего всегда мордовала, а дабы он был послушен воле власти, даровала ему православие, кое тщанием миссий церковных шли за ясачниками, да ставили рядом с острогами церкви и часовни…

Вторая волна освоения Сибири, через двести лет спустя, будет другой – волной тяжкого подневольного труда заключенными, вербованными самим уже государством людьми. Но общее в этом освоении просторов Сибири и ее недр будет то, что основные ценности власть всегда создавала с помощью ссыльных, политссыльных, политзаключенных, крестьян, отлученных от земли и просто заключенных за разные проступки людей. Потому-то эти ценности народом не воспринимались как таковые. Этим самым власть дважды обкрадывала народ: один раз отнимая у него ценности, другой раз заставляла презирать эти ценности их создателем. Народу власть никогда не могла дать достойной жизни, потому как ненавидела его, а он, лишенный всего, издевался или потешался над властью. Так на протяжении всей истории Руси, а потом и России народ не мог поставить над собой достойного правителя, а власть не хотела дать свободу своему народу.

Таким образом, власть хотела того или нет, но вместе с простыми рабами, она заселяла Сибирь изгоями, коих ненавидела, но в лице которых простой народ видел себя таким же изгоем. Поддерживал их, а они его. Подражал им, а они в стремлении к свободному самовыражению духа, труду и сметливости творили то, что никогда бы не сотворили для власти. Они творили вместе с народом чудо, которое легко отдавали той же власти, потому как больше это чудо никому не могло принадлежать кроме нее. Но обе стороны и народ, и власть будут наступать на одни и те же грабли всегда и во все времена потому, что никогда не шли навстречу друг другу. Они всегда противостояли. От того и вся история государства российского протекала в области постоянных перемен… Также история освоения Сибири иногда представляется замкнутым кругом порочности власти, которая на круги своя всякий раз обрекала народ на нищету, не способна была дать ему ни воли, ни сытости, ни благополучия не потому что не хотела, а потому что не могла…

Кажется, история России как раз и состоит в том, что, изучая ее, мы не извлекаем уроки. Не потому, что не хотим, а потому что это бессмысленно до тех пор, пока народ и власть не пойдут в одном направлении. Власть – решать проблемы народа как свои, а народ – беречь власть, как самого себя.

* * *

Горная промышленность в России существовала и до Петра-I. В 1584 г был учрежден и просуществовал около 200 лет Приказ каменных дел. Одной из задач его были поиски и разработка строительных материалов: глины, песка для производства кирпича, извести, белого камня, мрамора, гранита, кварцита, мела, опоки, алебастра и других месторождений. Принимались также указы и распоряжения, касающиеся горного дела. Но горная промышленность еще не была системой горного права, поскольку не содержала указаний о праве собственности на недра, а представляла собой, только правовые, но не нормативные акты. А потому землевладельцы считали, что право искать и извлекать полезные ископаемые на их земле принадлежит только владельцам земли. Возникали конфликты между землевладельцами и горными промышленниками.

Юридически горная промышленность была создана указом Петра-I от 24 августа 1700 года учреждением Приказа рудокопных дел. А уже указом его от 2 ноября 1700 года закреплялось, что всякое лицо, открывшее месторождения металлов и минералов, обязывалось извещать об этом государство.

От 10 декабря 1719 года Указ провозгласил принцип горной регалии (Берг-Привилегии) и объявил горный промысел свободным, а недра объявлялись принадлежащими государю. Однако, нашедший месторождение, имел право на его освоение.

Функции распоряжения недрами были переданы Берг-Коллегии8. Этим самым Петр перенял опыт Германии и Швеции в ведении горного дела.

Согласно Указу Петра землевладельцу давалось преимущественное право недропользования на своей земле. Если он не желал самостоятельно вести горное дело, то он мог вступить в кооперацию с горнопромышленником. Если же землевладелец не делал ни того, ни другого, тогда он был обязан «терпеть то, что другие в его землях руду и минералы искать и копать и переделывать будут». За это землевладелец получал от горнопромышленника ренту (плату за использование участков земли под производство горного дела). Сумма исчислялась 1/32 прибыли. За сокрытие же факта нахождения полезных ископаемых на землях землевладельцев это каралось телесным наказанием или смертной казнью и лишением земель.

За первую четверть XVIII века количество горных заводов в России выросло до 30 с годовой плавкой чугуна и меди в 6,5 млн. пудов, что составляло 1,2 пуда на душу населения. Страна удовлетворяла не только свои потребности в железе, но и экспортировало его около 1 млн. пудов.

После смерти Петра-I бурный рост горной промышленности сменился ее упадком. Государям послепетровской эпохи было не до развития горного дела. Дворцовые перевороты и интриги занимали власть больше, нежели развитие горного дела. Аналогичная подушная выплавка металла при Петре-I была получена лишь в начале ХХ века. Тем не менее, по выплавке чугуна на протяжении всего XVIII в Россия занимала ведущее место в мире. В 1750 г второй по производству железа была Англия, третьей страной – США.

При Петре-1 годовая выплавка серебра составляла в среднем 5,4 пуда. К концу же XVIII века с открытием серебряных рудников на Алтае составляла уже 1320,7 пуда.

Добыча золота из россыпей в России началась в средине XVIII века. Однако до 1800 года она составляла всего около 1 тыс. пудов.

  1. Древний каменный век, длившийся до рубежа 12-10 тыс. лет назад. Первый период существования палеоантропов, занимавшихся собирательством, используя каменные орудия для добывания как растительной, так и животной пищи.

  2. Р.К.Баландин. Кто вы, рудокопы Росси?.-М.:Знание,1990.

  3. Река Россь в Западной Белоруссии – по М.В. Ломоносову – прародина племени россов.

  4. Неолит – новый каменный век. Период перехода человека от собирательства (10-12 тыс. лет назад) к скотоводству и земледелию.

  5. По представлениям Л.Гумилева.

  6. События конца XVI – начала XVII веков, связанные с кризисом государственности России, когда ее раздирали противоречия в верхушке власти, сопровождающиеся мятежами, с выходом на арену самозванцев (Лжедмитрий-I, Лжедмитрий-II). Постоянные интервенции Запада (Польши, Швеции) привело к разрушению государственной власти, разорению страны.

  7. Старое название Уральских гор.

  8. Именной Указ об учреждении Берг-Коллегии//Первое Собрание законов Российской Империи.№346