Извлечения

Книга посвящена одной из главнейших проблем, которая всегда волнует геолога при поисках рудных месторождений. А именно - оценке перспективности рудных объектов на поисковой стадии. Выводы, которые предлагает автор настоящей книги, могут оказаться полезными при проведении детальных поисков, предварительной разведке, разведке и эксплуатации месторождений, поскольку на всех этих стадиях возникают проблемы прироста запасов руд.

Это не учебник и не монография, а скорее размышления геолога-практика, обремененного опытом проведения таких работ в складчатых структурах Восточной Якутии. Этот опыт не ограничен конкретными структурами, а может быть распространен на все горноскладчатые сооружения, поскольку, по мнению автора, существуют единые, обусловленные естественными закономерностями образования руд, приемы оценки перспективности рудных объектов. Эти приемы базируются на знании региональных и локальных геологических особенностей формирования и истории становления геологических структур.

Главнейшим элементом оценки перспективности рудных объектов автор считает выявление пространственно-временных событий (этапов, стадий процессов рудообразования), приведших к формированию рудного объекта. Автор выдвигает главный принцип оценки перспективности рудных объектов: незакономерно построенных объектов вне связи с геологической историей формирования геологической среды не существует. А это приводит к следующему следствию: незонально построенных рудных объектов не существует. Зональность может быть явной или скрытой и ее выявление представляет собой искусство, овладев которым, геолог обязательно сделает открытие.

Вскрытие закономерностей формирования руд месторождений - это тот ключ, который может подобрать пытливый исследователь, расшифровав историю формированию не только конкретного рудного объекта, но и геологическую историю региона.

Автор сознательно не избегает повторений при рассмотрении основных принципов становления зональности, определений зональности объектов различного иерархического уровня для того, чтобы читатель смог, не переворачивая страниц, вновь и вновь сконцентрировать свое внимание на формировании закономерностей, проявленных на разных уровнях их организации: металлогенической, рудной, минералогической, геохимической.

Искать - наука и искусство

Геология - наука очень многогранна, многоуровенна, сложна и фантастически захватывающа. Человек, посвятивший себя геологии, уже никогда и ничем так страстно и самоотверженно не будет заниматься, как ею1. Но нет такой личности в геологии, которая бы страстно не хотела достичь главной цели в своей деятельности - открыть месторождение. Однако эта многотрудная задача по достижению поставленной цели далеко не у всех реализуема, даже у практиков. Да к тому же иногда эта цель напрямую и не ставится, так как многочисленные отряды геологов занимаются, порой, разными сторонами проблем поисков. Но сама специфика геолога ориентирована именно на нее. Всегда! Поэтому иногда открытие, сделанное геологом, сопряжено со случайностью, но эта случайность дается опять же не многим. Почему?

Многолетний опыт автора находит ответ на поставленный вопрос в том, что поиски в геологии это одновременно наука и искусство как сама геология.

Наука - потому что в ней есть возможность опоры на всеобщие законы Природы. А аксиомы, постулаты и законы, которые математику, физику, химию, кристаллографию, кристаллофизику, кристаллохимию, физическую химию, оптику, ядерную физику и множество других отраслей знания, коими обременена геология, делают науками, - создают стройное научное здание самой геологии. Эта бесконечная структура связей на стыке различных наук и порождает в геологии взрыв собственных направлений исследований. Обретая на стыках разных наук собственные связи в поисках закономерностей через геохимию и минералогию, петрографию и петрологию, через тектонику и петрографию и т.д., геология приводит пытливого исследователя к долгожданному открытию.

Искусство потому, что деятельность геолога-поисковика сопряжена с искусством выбора того главного фактора и критерия (поисковых предпосылок и поисковых признаков) во множестве проявленных событий и связей, протекавших миллионы лет назад в конкретном участке земной коры, которые превращаются в однозначность вывода: здесь! Не всем это удается и на то есть разные причины.

В процессе проведения поисково-оценочных работ геолог рискует впасть в заблуждения, которые чаще всего являются результатом скоропалительных выводов. Однако при наличии опыта прогноза, оценки перспективности рудных объектов немаловажное значение приобретает смелость выдачи рекомендаций на дальнейшее изучение рудного объекта, которое может привести к открытию. Балансирование на гране фола иногда полезно, для того, чтобы привлечь внимание экономистов и управленческих структур при принятии решений по доизучению рудных объектов. Практика показывает, что интуиция опытных поисковиков в некоторых случаях приводит к оправданности риска поставить свое имя на карту открытия. В этом смысле доля авантюризма опытному геологу просто необходима. В противном случае сомнения никогда не прибавляют вес в привлечении инвесторов к вложению средств на детальные поиски, предварительную разведку месторождений.

Однако любые амбиции должны базироваться на строгом расчете оценочных параметров объекта прогноза. Условия, когда исхаживание площадей в надежде на то, что геолог споткнется о развалы руд, канули в лету. Сегодня предстоит не менее романтичная и заманчивая работа по оценке перспективности тысяч точек минерализации, сотен рудопроявлений и десятков рудных объектов, недооцененных в прошлом. В этой связи геолог помимо интуиции должен обладать современными методами оценки качества руд по ограниченным выходам на поверхность рудных тел.

Одним из главнейших критериев этой оценки является изучение геологической истории образования рудного объекта в тесной увязке с региональными и локальными закономерностями, выявленными на конкретной территории предшественниками. Но пытливому исследователю надо всегда помнить, что кроме общих закономерностей рудообразования есть частности, которые могут оказаться самыми главными при выборе главнейших критериев оценки. Можно даже точнее выразить мысль, которая может быть обескуражит исследователя ее крамольностью. А именно: одинаково построенных месторождений нет. Каждое месторождение есть феномен. Автор даже склонен полагать, что нет одинаковых типов месторождений и искать типы месторождений бесполезно, поскольку любое месторождение в строгом последующем анализе окажется не типичным. Скорее правильнее говорить о минеральном выражении руд месторождения, а, точнее, его минеральном типе. Минеральный тип более строго построенный классификационный принцип, на основе которого можно в первом приближении сразу сказать о перспективности или бесперспективности рудного объекта.

Например, подавляющее большинство большеобъемных гидротермально-метасоматических золоторудных объектов относится к полихронным, полиэтапным и полистадийным. При этом ведущая роль принадлежит раннему золото-пирит-арсенопиритовому, среднему золото-сфалерит-галенитовому, позднему золото-сульфоантимонитовому минеральным типам. То есть, в условиях, когда при формировании руд исследователь может выделить наложенность многих стадий процесса минералообразования (полистадийность, полиформационность) с непосредственным участием золота в каждой стадии, можно практически однозначно утверждать, что объект претендует на масштабность в нем развития минерализации. Для этого надо иметь: достаточный объем рудовмещающей структуры, благоприятные условия для концентрации (не рассеяния) компонентов руд в коллекторе, сплошность структуры, значительная выдержанность оруденения по падению и простиранию. Эти условия могут обеспечить литологические, термобарические, геохимические барьеры, на которых может концентрироваться рудное вещество.

При оценке параметров руд необходимо помнить, что один источник формирования руд, как правило, не приводит к масштабным концентрациям рудного вещества. В крупных и уникальных рудных объектах наблюдается эволюция самих источников металлов, которыми являются как вмещающая среда, гетерогенный разрез складчатых структур2, через которые происходит миграция растворов, растворенных газов - носителей металлов, так и изверженные породы, транспортирующие по фронту теплового потока громадные объемы газов и жидкостей (флюидов). Физико-химические процессы, которые приводят к обмену вещества на всем историческом отрезке формирования рудного месторождений, приводят к тому, что вычленить тот единственный источник рудообразования, который ответственен за концентрацию руд - невозможно. Он, источник рудных компонентов, - никогда не может быть единственным, он эволюционирует вместе с эволюцией самого месторождения. Поэтому геолог-практик не будет свои построения связывать с генетическими проблемами, а генетику “заставит” работать на те, критерии, которые могут быть количественно определены. Этими критериями, как известно, являются: параметры рудного тела, содержания, полихронность и полицикличность формирования руд, в минеральной основе которого основной металл участвует во всех стадиях минералообразования, испытывая неоднократный процесс своего перераспределения в рудной колонне (пласте, штокверке). Поскольку концентрация руд в рудном теле зависит от физико-химической среды, термоградиента, то рудные тела, как правило, построены зонально. Вскрытие закономерности зонального развития минерализации в рудных телах, месторождениях это уже не только интуиция, но наука, граничащая с искусством геолога из всех “шумов”, сопровождающих минерализацию, выделить сигнал(ы), ответственный(е) за закономерность. Эта закономерность должна быть измерена в вертикальной, горизонтальной составляющих, а также по углу склонения рудовмещающей структуры, движения и разгрузки растворов.

Современный геолог свои построения осуществляет с использованием комплекса методов. Но практик, зачастую, интуитивно выбирает только те, которые “работоспособны” в конкретной геологической обстановке. Погоня за множеством методов, и за более современными, может привести к выявлению многочисленных критериев, выбрать из которых главные также представляет собой сложнейшую проблему. Поэтому опытный геолог будет связывать свои узы количественного подхода в оценке перспективности рудных объектов только с теми критериями, которые просты, доступны и экономичны в их выявлении и использовании. Понятны не только ему, но и тем, кто будет подтверждать эту оценку проходкой горных выработок.

Скачать книгу

1. Это далеко не означает, что кроме геологии человек ничто не умеет делать, ничем не сможет заниматься. Отнюдь. Он может все! Но в этом всё - геология остается любовью на всю жизнь. И от потери возможности ею заниматься (по возрасту, случаю или обстоятельствам), человек приобретает неизлечимую болезнь - ностальгию, которая превращает его оставшуюся жизнь не то, чтобы в страдания, но в неизбежность навязчивых воспоминаний, от которых он страдает не в меньшей степени, чем от потери близкого друга.

2. Обогащенный искомыми компонентами