Как указывалось выше, глобальное потепление относится к современной тенденции в изменении климатических процессов и связывается с устойчивым повышением температуры приземного атмосферного слоя Земли.

Еще в 1827 году французский физик Жозеф Фурье предположил, что атмосфера Земли выполняет своего рода функцию стекла в теплице: воздух пропускает солнечное тепло, а стекло не дает ему рассеиваться обратно в космос.

В 1862г. геофизики (Дж.Тинделл и др.) установили, что изменение концентрации углекислого и других парниковых газов может изменить тепловой баланс Земли. Тогда эти данные носили только теоретический характер, поскольку реальных сил, могущих изменить газовый состав атмосферы планеты, не просматривалось. К вопросу о возможности изменения теплового баланса Земли на основе свойства отдельных газов играть роль «парника» вернулись спустя 100 с лишним лет.

В 1985г. сессия Всемирной Метеорологической организации (ВМО) в городе Филлах (Австрия) подняла вопрос о возможности усиления парникового эффекта в результате хозяйственной деятельности человека и что в итоге может привести к глобальному потеплению.

Основа современных данных по изменению климата базируется на систематических измерениях температуры приземного слоя атмосферы, поверхности океана, зондирование Земли со спутников, а также экспериментальное моделирование климата с использованием современных компьютерных моделей.

За последние 20-50 лет в силу интенсификации развития мировой экономики, значительного роста объемов сжигаемого углеводородного топлива некоторыми учеными потепление климата было однозначно увязано с хозяйственной деятельностью человека.

Материалы анализа наблюдений за изменением климата сведены в Четвертом докладе Межправительственного комитета по изменению климата (Intergovernmental Panel of Climate Change, IPCC), 2007 г. В докладе говорилось о том, что специалисты уверены в том, что человеческая деятельность влияет на климат1. Масштабы последующих климатических изменений будут зависеть от того, какие меры будут приняты государствами в связи с выбросами парниковых газов. То есть специалисты IPCC (2001 и 2007 гг) однозначны в своих выводах, что причиной потепления является не только хозяйственная деятельность человека, но и связанный с ней парниковый эффект. При этом парниковый эффект преимущественно связывается с добавкой углекислого газа.

Вряд ли вызывает сомнения тот факт, что антропогенный фактор влияет на качество окружающей среды. Вызывает сомнение насколько это влияние велико и может ли оно сказаться на глобальном уровне?

К каким фактам обращаются специалисты IPCC?

  1. За последние 10 лет увеличение концентрации углекислого газа происходит быстрее, чем в любой другой период, начиная с 1950 г. Именно с этого времени началось систематическое наблюдение за состоянием климата2.

  2. Концентрация углекислого газа сегодня на 35% выше до индустриального периода. К слову сказать, точное значение углекислого газа в доиндустриальный период не известно.

  3. Уровень концентрации метана (так же обладающий парниковым эффектом) превышает доиндустриальный период в 2,5 раза. Создается впечатление, что его добывают и выбрасывают в атмосферу ради достижения парникового эффекта.

    На самом деле: при сжигании одной молекулы метана выделяется одна молекула СО2. На этот процесс затрачивается две молекулы свободного кислорода и выбрасывается две молекулы воды. То есть количество углекислого газа при сжигании газа должно быть гораздо больше, чем это зафиксировано в его повышении всего на 35%. Поскольку на самом деле углекислого газа в атмосфере фиксируется меньше, это явно удовлетворяет механизму связывания СО2 океаном и фотосинтезом.

  4. Уровень содержаний закиси азота увеличилось примерно на 20%.

  5. Доказательством антропогенного происхождения СО2 является тот факт, что его больше над северным полушарием, где концентрируется больше промышленности и энергетики.

    На самом деле: данное положение вызывает сомнение, так как углекислый газ не пыль, не смог. Он легко рассеивается в атмосфере и не может «зависать» над действующими предприятиями.

  6. Анализ изотопного состава углерода будто бы свидетельствует о преобладании углерода в атмосфере ископаемого происхождения.

    На самом деле: подсчитать баланс по изотопным данным углерода разных масс весьма затруднительно. Существуют и естественные процессы горения пластов угля, естественная дегазация месторождений нефти и газа, дегазацация недр во время извержения вулканов и др.

  7. Источником парниковых газов может быть сельское хозяйство: метан, закись азота.

    На самом деле: справедливости ради эти показатели учесть трудно, потому что в процессе естественного разложения органического вещества происходит извлечение таких же газов. Баланс не приводится.

Авторы доклада IPCC согласны с тем, что существуют и естественные источники поступления парниковых газов. Напротив, аэрозоли, которые связаны с хозяйственной деятельностью человека, приводят к обратному эффекту – понижению температуры приземного слоя атмосферы. Авторы доклада IPCC склонны считать, что антропогенная природа парникового эффекта в 10 раз преобладает над естественной. Однако таких доказательств нет. Пыль и аэрозоли индустриальных районов провоцируют поглощение естественной солнечной радиации, что должно вести к похолоданию.

Наблюдаемые потепления климата базируются на следующих доказательствах.

  1. Последние 11 лет по мнению специалистов IPCC (2001 и 2007 гг) являются самыми теплыми.

    На самом деле: этот период совпал с период максимума солнечной активности.

  2. Повышение глобальной температуры, уровня морей, снежного покрова в Северном полушарии.

    На самом деле: нельзя говорить о глобальном изменении разных составляющих поверхности, обладающих разной природой и качеством и приводить их к общему знаменателю.

  3. Потепление с 1906 по 2005 гг наблюдалось в диапазоне 0,6±0,2ºС. То есть коэффициент вариации составляет более 33% при малых значениях средних температур.

  4. Из-за сильного потепления с 1906 по 2005 гг позже почему-то «уточнилась» глобальная температура и уже составила за 100 лет 7,4 ± 2,4ºС (?). При этом произошла статистическая коллизия, которая привела к близкому значению коэффициента вариации (его значение около 32%). Казалось бы, при большем росте температуры и коэффициент вариации должен расти, а он уменьшился. А поскольку авторами доклада принимается концепция антропогенной связи потепления, то за 100 лет динамика выбросов не могла быть постоянной, она увеличивалась, что обязательно бы сказалось на большей неравномерности разброса температур относительно среднего значения. А вот с 1956 по 2005 гг глобальная температура уже составила почему-то 0,65 ± 0,15º С. Вот-те на! В средине столетия, где антропогенный вклад послевоенного периода скачкообразно увеличился, наблюдалось похолодание между крайними оценками 1906 и 2005 гг. При этом коэффициент вариации уменьшился до 23%.

  5. Учитываются (хотя всё учесть невозможно!) взаимодействия криозоны (мерзлоты, ледников) с другими составляющими климата, включая взаимодействие океана и атмосферы. Но этот учет не корректен, так как опять сравниваются разные качества, имеющие разную природу и историю развития.

  6. Уменьшение снежного покрова.

  7. Отмечается рост температуры приповерхностного слоя океана по сравнению с более глубокими горизонтами (факт известный и до антропогенного влияния!). Правда, опять вызывают сомнения в том, что вода «не хочет» обладать присущей ей теплопроводностью и быстрым выравниванием температуры в условиях волнения. Но исследователи потепления климата забывают и том, что сползание ледников в океан будет способствовать понижению температуры, а не наоборот, особенно с появлением айсбергов в низких широтах. Наличие льда в воде просто обязано стабилизировать температуру на уровне достигнутой, так как таяние льда связано с затратами энергии преимущественно на фазовый переход льда в воду.

  8. Повышение уровня морей (со спутников) с 1993 по 2003 гг. составило в среднем 3,1±0,7 мм в год. Но использование спутниковых систем для измерения температуры поверхности Земли и атмосферы не всегда соответствуют данным о замерах с помощью приборов на поверхности Земли. Происходят всякого рода уточнения, но они не всегда проясняют ситуацию, если не запутывают ее.

  9. Сокращение площади арктического морского льда с 1978 г на 7,4±2,4%.

  10. Увеличение влажности (а парниковый эффект пара значительно выше, чем СО2!) и т.д.

  11. Данные моделирования климата, которые учитывают многие параметры процессов, протекающих в атмосфере. Однако описание моделей сводится к довольно приближенным оценкам, поскольку, используются упрощенные параметрические уравнения, не учитывающие всю совокупность обменных процессов, происходящих в биосфере.

Таким образом, перечисленные выше доказательства глобальных процессов изменения климата под влиянием хозяйственной деятельности человека пока не могут ответить на вопрос о доли этого влияния по отношению к естественным факторам. Иллюстрация, специалистами IPCC3 изменения модельной температуры, вызванной человеческой деятельностью, коррелирует с таковой и для естественных процессов практически для всех континентов. Однако, как было показано выше, ни одна модель не может полностью отражать наблюдаемую тенденцию. А предпочтение тому или иному фактору – это проблема программирования. Что вложишь, то и получишь. Но авторы моделирования климата приходят к известному факту, что потепление над материками выражено более контрастно, чем над океанами, справедливо объясняя этот эффект огромной теплоемкостью и тепловой инертностью океана, чтобы быстро «среагировать» на изменчивость температуры. Стало быть, нужно было бы и обратить на это внимание. Но вывод делается парадоксальный. Авторы моделирования говорят о том, что энергетический «бюджет» планеты вышел из равновесия! Позвольте, господа! Температура над поверхностью океанов и материками всегда разнилась, и будет разниться! Потому и существует климат континентальный и морской (!)… Об этом знает каждый школьник. А уж вывод о потеплении тропосферы и похолодании стратосферы (!) как раз и должно наводить незадачливых экспериментаторов на мысль о том, что температурный баланс-то существует. Факт, что на высоте 10-11 км температура постоянна на уровне – 50ºС.

В докладе IPCC 2001 г вероятность влияния антропогенного фактора близко к значению 66% . Что очень близко к возможности сделать заключение и «да» и «нет». В свое время вероятность развязывания войны Турцией в Курдистане в 2007 г, например, оценивалась политиками в 90%. Но она не разгорелась…, чему надо радоваться. За статистику тоже. Поскольку в таких случаях для предсказания события (в силу невозможности учета субъективных факторов) необходимо как минимум предсказывать его с вероятностью лучше 99%. А зарождение жизни во вселенной оценивается вероятностью всего в 1x10–99. Тем не менее, она появилась и не где-нибудь, а на Земле!

В 2007 году вероятность антропогенного фактора в потеплении климата специалистами IPCC оценивается уже в 90%, как «очень вероятно». Что ни о чем также еще не говорит. поскольку между «сладко и очень сладко» также трудно провести границу. Приближение к вероятности антропогенной связи потепления климата ближе к настоящему времени это заведомо принять желаемое за действительное, если на это выделяют деньги.

Весьма симптоматично, что когда на Марсе не было обнаружено даже признаков известняков (показателей связи углекислоты водой, хотя об этом можно было догадаться из того, что на этой планете СО2 в составе атмосферы 96% и он изначально указывал на всякую возможность такой связи), то по сообщению4 американских геологов, занимающихся анализом данных, полученных с Марса марсоходом, ничего не оставалось делать, как выдумать новый парниковый сценарий, который мог вызвать разогрев Марса и тем самым объяснить в прошлом наличие воды на этой загадочной планете. Таким парниковым агентом оказался сернистый газ! При этом забыв, что признанный парниковым СО2 на Земле в атмосфере Марса сегодня он уже не выполняет эту роль, поскольку на поверхности красной планеты царит холод при наличии углекислого газа в атмосфере 96%. Но даже если все-таки признать, что углекислый газ все-таки выполняет роль парникового газа, как и на Земле, то элементарные расчеты показывают, что наличие его в таких количествах в атмосфере планеты (с учетом того, что атмосферное давление на Марсе в 100 раз меньше) должно привести к средней температуре его поверхности на уровне современных долин равной +2,1ºС. На самом деле температура поверхности даже на экваторе находится в области отрицательных температур. Что дает основание говорить о том, что СО2 и на Марсе не выполняет роль парникового газа. Это как раз и признали американские геологи. Следовательно, углекислый газ не может выполнять роль парникового газа и на Земле. В противном случае надо признать абсурдным, когда один и тот же газ на разных планетах выполняет разную роль.

Есть на этот счет и другие мнения. Например группа экспертов из США, несмотря на обратные заявления специалистов ООН и Межправительственной группы экспертов по изменению климата (IPCC), считает глобальное потепление природным явлением5. По их мнению, доля парниковых газов, которые выделяются при сжигании ископаемых, является незначительной и не влияет на изменение климата в планетарных масштабах. Группа опубликовала свои наблюдения в Международный журнал по климатологии, издающийся Британским Королевским метеорологическим обществом. Изучая спутниковые данные и данные из независимых источников, авторы пришли к выводу, что нынешнее глобальное потепление – является частью естественного цикла изменения климата на планете, который происходит периодически и прослеживается при исследованиях льда в Антарктиде, глубоководных осадков и сталагмитов. Причины возникновения таких цикличностей неясны, пока что они связываются с колебаниями солнечного ветра и, вследствие этого, изменениями магнитного поля планеты, которые влияют на формирование облачности и количество солнечного света, которое достигает поверхности Земли.

Как утверждают ученые Сибирского отделения РАН, разразившиеся в последнее время европейские, калифорнийские и лесные сибирские пожары показывают, что они выделяют значительное количество углекислоты, но исследования не доказали, что эти выбросы, как и другие выбросы СО2, способствуют глобальному потеплению. И они настаивают на том, что наукой не доказана связь между ростом концентрации парниковых газов в атмосфере и глобальным потеплением. То есть под сомнение ставится сам смысл соблюдения Киотского протокола.

Человек долгое время воспринимал природные процессы, как нечто заданное и неизменное до тех пор, пока не появились научные изыскания, которые позволили ему заглянуть в прошлые геологические эпохи. Именно геология, на основе исследования слоев Земли, позволила впервые прочесть ее историю, которая оказалась чрезвычайно длительной и динамичной не только в изменении ее лика, но и климатических процессов, повлекших за собой изменение жизненных форм. Потепления сменялись похолоданиями, а мировой океан периодически то отступал, то наступал на сушу. Но эти изменения трансгрессивного и регрессивного характера не носили внезапный, катастрофический характер, кроме тех которые были связаны с внезапной активизацией вулканизма и землетрясениями как следствие разрядки напряжений, возникающие в земной коре под влиянием известных глубинных перемещений вещества.

Климатические явления, сбалансированные обменными процессами в системе: Солнце – океан – атмосфера – континенты – тепловое поле Земли, представляли всегда собой закономерно изменяющиеся состояния, зависящие от множества переменных. Но главным фактором стабилизации климата все-таки была жизнь. Возникшая из преджизненных форм, она стала в последствии тем регулятором обмена веществом и энергией в биосфере, которые обеспечили состояние её самоподдержки и даже устойчивости в развитии на протяжении около 3,5 млрд. лет, когда поверхность Земли оказалась способной удержать воду в жидком состоянии. Поскольку именно водная среда могла осуществлять обменные биохимические процессы, приведшие однажды к феномену возникновения живых организмов.

На сбалансированность обменных процессов на Земле указывал один из создателей учения о биосфере В.И.Вернадский. Он подчеркивал предельную устойчивость и способность биосферы противодействовать любым возмущающим воздействиям, как естественного, так и антропогенного происхождения. Основные источники углекислого газа в атмосфере связывались с вулканической деятельностью, пожарами, дыхание животных и растений. Поступление и связывание кислорода в атмосфере сбалансированы фотосинтезом и процессом разложения органического материала, производимого жизнью. Избыточный углекислый газ стимулирует фотосинтез. А снижение активности фотосинтеза в одном месте компенсируется ростом в другом.

Ссылки

  1. У.Коллинз, Р. Колмен, Ф. Моут, М.Мэннинг, Д.Хейвуд. Изменение климата: опасность растет //В мире науки, №11, 2007. С. 68-75.

  2. По мнению самих авторов доклада IPCC, с 1850 г стали появляться заслуживающие доверие отчеты по измерению приземной температуры атмосферного воздуха. Хотя и школьнику понятно, что 150 лет назад техника измерения была другой, менее точной, а колебания от потепления к похолоданию значительными.

  3. У.Коллинз, Р. Колмен, Ф. Моут, М.Мэннинг, Д.Хейвуд. Изменение климата: опасность растет //В мире науки, №11, 2007. С. 68-75.

  4. gazeta.ru http://www.gazeta.ru/science/2007/12/25_a_2471213.shtml

  5. http://www.inauka.ru/false/article32643.html