Современная мировая и региональная экономика вышли на необходимость перехода к устойчивому развитию, сущность которого заключается в том, чтобы не только сохранить структуру и функцию биосферы как необходимой системы, обеспечивающей существование жизни, но и решить ряд важных проблем социально-экономического развития. А именно, сохранить природные ресурсы и качество среды существующим и будущим поколениям1.

Однако до настоящего времени еще не разработана стройная теория устойчивого развития, в частности природопользования. Не создано фундаментальной теории в области эволюции структуры и функции биосферы, находящейся под влиянием хозяйственной деятельности человека. Не дана строгая количественная оценка энергетического вклада человека в энергетику биосферы. Сегодня лишь предпринимаются жалкие попытки системы управления разного уровня (от международного до государственного) разрешить грандиозную проблему «выживания» человечества в условиях все увеличивающегося давления на биосферу и сокращения природно-ресурсного потенциала. Правда, практика уже пытается найти выход из создавшейся обстановки в увязке темпов экономического роста мировой экономики, отдельных регионов и государств с темпами воспроизводства природных ресурсов и качества окружающей природной среды. Но эти попытки по-прежнему увязываются с концепцией рационального природопользования, не уходя от антропоцентрического мировоззрения на деятельность человека в биосфере. Хотя сегодня многие исследователи, да и практики, уже говорят о необходимости замены старой парадигмы антропоцентризма на биосфероцентризм но, как мы показали выше, биосфера не нуждается в том, чтобы человек «защитил её от себя самого». Ибо его потенциал несоизмеримо мал по сравнению с энергетическим потенциалом биосферы.

Однако современная тенденция решения задачи устойчивости развития, как ни странно, по-прежнему опирается на старые механизмы и подходы взимания платежей за нерациональное использование природных ресурсов, формирование отходов и загрязнения окружающей среды.

Правовая основа платежей за загрязнение окружающей среды закреплена в законе об охране окружающей природной среды2 и других нормативных актах3. Этот затратный подход исходит из необходимости взимания платы за загрязнения, которая дает возможность обеспечить финансирование природоохранных мероприятий, чтобы остановить процесс загрязнения среды. Так называемые базовые нормативы платы установлены для выбросов, сбросов загрязняющих веществ на двух уровнях: в границах предельно допустимых нормативов и временно согласованных нормативов (лимитов). Однако эти базовые нормативы на государственном уровне составлены без учета экологического состояния и темпов экономического развития регионов. Внося поправки лишь с помощью учета коэффициента экологической ситуации, который является слишком приблизительной оценкой состояния качества окружающей среды и способности ее восстанавливать утраченные параметры. По нашим оценкам он вообще не может претендовать на подобный критерий, поскольку в нём не заложена функция способности среды к воспроизводству своего качества.

В целях поиска новой основы, на которой могла бы развиваться теория и практика в достижении целей устойчивого развития, возникло новое направление, связывающее необходимость воспроизводства природных ресурсов и качества природной среды в рамках оценки ассимиляционной функции биосферы и природных комплексов. Однако доминирующим стало направление не оценки ассимиляционного потенциала биосферы, а ассимиляционного потенциала окружающей среды (АПОС). Что привело к представлениям об экстерналиях4 (издержках) в экономике природопользования.

Нередко АПОС и ассимиляционный потенциал биосферы понимают как одно и то же, что является заблуждением.

Ассимиляционный потенциал в прикладном смысле можно рассматривать как:

ассимиляционный потенциал биосферы – способность её восстанавливать свою функцию по поддержанию жизни в зависимости от возмущающих внешних – (Солнца и космоса) и внутренних факторов естественного круговорота вещества и энергии, хозяйственной деятельности человека;

ассимиляционный потенциал окружающей среды – способность среды усваивать, перерабатывать отходы конкретной производственной деятельности людей в пределах конкретных природных комплексов и экосистем. Нивелировать энергетические, вещественные влияния производства посредством жизнедеятельности, естественного круговорота вещества и энергии в структуре природного комплекса, отличающегося от структуры и функции биосферы иерархически более низким уровнем организации системы.

При этом необходимо опираться на представление об ассимиляционной емкости экосистемы5, который представляет собой показатель максимальной динамической вместимости количества токсикантов, которое может быть за единицу времени накоплено, разрушено, трансформировано и выведено за пределы объема экосистемы без нарушения ее нормальной деятельности. Величина ассимиляционной емкости зависит от множества природных и антропогенных факторов, физических и химических свойств, поступающих в экосистему. Но решающую роль при этом играют биологические процессы. Например, при практической оценке ассимиляционной емкости океана необходимо выделить гидродинамику океана, микробиологическое окисление органических загрязняющих веществ, биоседиментацию и т.д.

Важное представление об оценке ассимиляционного потенциала биосферы и окружающей среды опирается на биотический потенциал – как способность противостоять действию неблагоприятных факторов окружающей среды (в том числе и антропогенных). А также представляет собой потенциальный рост численности популяции при ее размножении в геометрической прогрессии в неконтролируемых условиях.

Некоторые исследователи склонны рассматривать ассимиляционный потенциал среды как специфический природный ресурс. Вводится понятие экономической ценности природы6. С этим можно согласиться лишь отчасти, если ассимиляционную функцию среды рассматривать с точки зрения потенциальной возможности получения выгоды из свойства среды восстанавливать свои качества. Например, получения выгоды из естественного воспроизводства качества среды морских акваторий, побережий, ландшафтов для развития туризма, отдыха, альпинизма, лыжного спорта и т.д.; из воспроизводства лесных биоресурсов, биоресурсов саванн и т.д., для развития охотничьего туризма и т.д. Другими словами, извлекать экологическую и ассимиляционную ренты7

Также возникло желание ассимиляционный потенциал рассматривать как ресурс, на который могут быть рассмотрены права собственности8. В рамках приведенных выше уточнений и представлений об ассимиляционном потенциале биосферы и окружающей среды, это можно относить к абсурду. Поскольку нельзя приватизировать естественный круговорот вещества и жизненные функции, являющиеся агентами воспроизводства качества среды и природных ресурсов.

С принятием в будущем обществом и экологическим правом концепции сбалансированного природопользования9, переход эологизации экономики на закон сбалансированного природопользования10 система платежей перестанет основываться на затратном подходе исчислений платежей за природопользование. Поскольку существующая система взимания платежей за отрицательное воздействие на окружающую природную среду утрачивает свое значение, а средства на природоресурсные и природоохранные мероприятия аккумулируются вместе с другими налогами на счетах Федерального казначейства. То есть, утрачивается целевое назначение аккумулированных средств.

Существующие разные точки зрения, преимущественно негативные, о состоянии естественного потенциала биосферы базируются исключительно на эмоциональных аспектах восприятия деятельности человека в окружающей его природной среде. Это порождает скепсис возможности справиться человеку в будущем с возникшими экологическими проблемами в условиях все возрастающих темпов экономического развития, требующего большего количества природных ресурсов, что, как следствие, приводит к возрастающему давлению на окружающую природную среду. Рождаются мифы о грядущих экологических катастрофах. Возникают разного рода предположения по поводу нехватки в будущем воды, энергетических и минеральных ресурсов, продовольствия за счет утраты большой части земельных ресурсов и т.д. Но самое главное утверждается мысль о деградации биосферы как структуры с одновременной утратой ей функции к поддержанию жизни на Земле. Даже внедряются в сознание обывателя мысли о способности человека уничтожить не только себя, но и саму жизнь.

Авторские оценки о состоянии ассимиляционного потенциала биосферы, приведенные выше, позволяют сделать вывод о преувеличении возможностей хозяйственной деятельности человека оказывать существенное влияние на ее структуру и функцию. Ассимиляционный потенциал биосферы (на уровне ошибок расчетов оценочных параметров и не учета всего многообразия взаимозависимых переменных) по-прежнему выполняет свои функции по обеспечению сбалансированности круговорота вещества и энергии. Энергетический вклад хозяйственной деятельности человека остается несущественным по отношению к энергетическому потенциалу биосферы, накопившей свой потенциал за миллиарды лет эволюции. Инертность, как способность сопротивляться возмущениям со стороны хозяйственной деятельности человека по массе, времени своего становления и развития, энергии, превышает ее в миллионы раз.

Природоресурсный потенциал биосферы остается высоким не только в части запасов энергии углеводородов, различных металлов, но и запасов возобновляемых источников энергии ветра, солнечной энергии, эндогенного тепла Земли и других источников энергии. Относительная доля в общем энергобалансе использования нетрадиционных источников энергии возрастает в развитых странах, а их освоение становится престижным в борьбе за сохранение качества окружающей природной среды, несмотря на значительные экономические затраты и низкий КПД.

Биосфера по-прежнему остается сбалансированной системой, несмотря на все увеличивающееся давление на ее структуру и функцию со стороны человека. А это означает, что обменные процессы в биосфере должны увеличивать свою скорость пропорционально возникающим нагрузкам на основе закона действия и противодействия, на основе принципов синергизма. Именно изменение климата на Земле является ответной реакцией структуры и функции биосферы на возмущения со стороны хозяйственной деятельности человека, поскольку атмосфера более чувствительна к энергетическим возмущениям, чем гидросфера, а последняя более чувствительна, чем обменные процессы, происходящие в литосфере. При этом не столь важны глобальные изменения (их труднее заметить и вычленить), сколько региональные или даже локальные флуктуации, которые могут привести к спонтанному изменению направленности и интенсивности обменных процессов в биогеоценозах – элементарных составляющих биосферы.

Возмущения, порождающие амплитуды флуктуаций в биосфере и ее составляющих биогеоценозах, действуют по принципу затухающих колебаний, способных накладываться (по волновому принципу) и приводить к разным локальным последствиям: либо уменьшению, либо к возрастанию амплитуд динамических или энергетических изменений в определенных местах.

Хозяйственная деятельность человека не должна рассматриваться вне структуры и функции биосферы и представлять собой как внешний возмущающий фактор. Он является внутренним, принадлежащим самой биосфере, поскольку человек не может выделить свою деятельность из нее и является не только ее подсистемой, но фактором эволюции, провоцирующим изменение среды. В рамках теории эволюции изменении среды ведет к изменению структуры экосистем и живые организмы, приспосабливаясь к новым условиям, конкурируют за выживание в экологической нише человека.

Осознание человеком своего места в природе накладывает на него обязанности не только следовать законам природы, но и делать осознанный выбор в темпах своего развития, сообразуя их с темпами воспроизводства природных ресурсов, качества природной среды в рамках ассимиляционного потенциала биосферы в глобальном плане и ассимиляционного потенциала окружающей среды – в локальном. То есть, следовать сбалансированному природопользованию. В будущем, при условии ликвидации бедности в масштабах мирового сообщества, стабилизации численности населения, решения проблем войны и мира, образования и культуры, использования достижений науки и технологий позволит человечеству использовать энергетический потенциал биосферы и перейти на модель адаптивного природопользования в рамках его коэволюции с биосферой.

Закон сбалансированного природопользования

Под современным устойчивым развитием человечество понимает необходимость связки темпов экономического роста с темпами воспроизводства природных ресурсов и качества природной среды. Эта задача, поставленная Комиссией ООН по устойчивому развитию, нашла свое отражение в необходимости экологизации экономики, соизмеряя общественное производство с такими стандартами качества окружающей среды, которые позволят в будущем не только ухудшить, но и улучшить ее состояние за счет ассимиляционной функции биосферы. Но для этого человек должен понять, как этого достичь.

Автору удалось решить эту проблему вначале на теоретическом уровне, а потом рекомендовать реальные механизмы устойчивого развития регионам. А именно, найдена связь между темпами экономического роста и темпами воспроизводства природных ресурсов, качества среды в рамках ассимиляционного потенциала биосферы. Это и есть закон сбалансированного природопользования, выраженный соотношением:

T = (t1 + t2) × a,

где Т – темпы экономического роста в % (прирост валового внутреннего продукта – ВВП), t1 - темпы воспроизводства природных ресурсов, выраженные долей (%) отчисления ассигнований от прироста ВВП, t2 - темпы воспроизводства качества среды, выраженные долей (%) отчисления средств от прироста ВВП, а – ассимиляционный потенциал природы, представляющий собой безразмерную величину, изменяющуюся от единицы к нулю. В условиях ненарушенного потенциала а = 1,0, а в условиях его деформированности а < 1,0.

Например, при Т = 6,5%, выражение будет иметь следующий вид: 6,5 = (6,5 + 6,5) × 0,5. Это означает, что при темпах экономического роста в 6,5% мы должны потратить 6,5% средств от величины прироста ВВП на воспроизводство природных ресурсов, столько же на воспроизводство качества среды. Такие затраты будут сбалансрованы только в случае, если ассимиляционный потенциал окружающей среды будет иметь величину равную 0,5. Общая компенсационная плата в условиях сбалансированного природопользования в таком случае должна составить 13% от доли прироста ВВП! В случае ненарушенности ассимиляционного потенциала (а = 1,0) компенсационные платежи будут в два раза меньше, и составлять 6,5 = (3,5 + 3,5) × 1,0 всего 6,5%. А это возможно только в условиях использования передовых технологий, препятствующих загрязнению окружающей среды при минимизации отходов производства. То есть, отчисления на воспроизводство природных ресурсов и качества окружающей среды очень сильно зависят от ассимиляционных возможностей самой среды.

Принятый баланс компенсационных платежей на воспроизводство природных ресурсов и качества окружающей природной среды базируется на представлении о том, что качество окружающей природной среды, во-первых, представляет собой такой же природный ресурс, как лес, земля, вода, недра и т.д. Во-вторых, природные ресурсы и окружающая среда представляют собой часть биосферы, связанные экологическим единством и естественным круговоротом вещества и энергии.

Закон сбалансированного природопользования (ЗСП) дает возможность обосновывать компенсационные платежи в зависимости от темпов экономического роста и состояния ассимиляционной функции окружающей среды, включающей состояние природных ресурсов, экосистем и т.д. При этом исчезает необходимость произвольного толкования величины коэффициента экологической ситуации, который чаще всего не отражает зависимость качества окружающей природной среды от нарушенности ее ресурсного потенциала. Кроме этого (ЗСП) дает возможность на любом уровне осуществлять контроль за отчислением средств в зависимости от прироста ВВП, ВНП или получения дохода. С его помощью выбор темпов экономического роста будет зависеть от состояния ассимиляционного потенциала окружающей природной среды (природных комплексов), где осуществляется хозяйственная деятельность. Высокие темпы экономического роста в условиях значительной нарушенности ассимиляционного потенциала потребуют громадных капитальных затрат на воспроизводство природных ресурсов и качества окружающей среды. Таким образом, социально-экономическое развитие анклавов природных комплексов будет напрямую связано с необходимостью снижения давления на окружающую среду и бережное отношение к используемым природным ресурсам.

ЗСП предполагает, что в условиях использования производством невозобновимых ресурсов, ставки отчисления аккумулируют на замену выработанных ресурсов другими.

Ссылки

  1. www.unep.org - официальная страница Программы ООН по окружающей среде (ЮНЕП). www.iucn.org - страница Всемирного союза охраны природы (МСОП; ранее Международный союз охраны природы).

  2. Закон РФ «Об охране окружающей природной среды».//Собрание законодательства РФ. 2002,№2,с. 133.

  3. Постановление Правительства РФ №632 от 28 августа 1992 г «Об утверждении порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещения отходов, другие виды вредного воздействия». Принято незаконным решением Верховного суда от 12.02.2003 и позже восстановленным Конституционным судом . Для восстановления в полном объеме сбора платежей за отрицательное воздействие на окружающую среду Правительством РФ принято Постановление от 12 июня 2003 №344 «О нормативах платы за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ стационарными и передвижными источниками, сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, размещение отходов производства и потребления».

  4. Гирусов Э.В. и др. Экология и экономика природопользования».-М.:Закон и право.1998.

  5. Вишнякова С.М., Вишняков Г.А.,Алеушкин В.И., Бочарова Н.Г. Экология и охрана окружающей среды. Толково-терминологический словарь.-М.:Всемирный следопыт,1998.

  6. Гирусов Э.В. и др. Экология и экономика природопользования».-М.:Закон и право.1998.

  7. Игнатов В.Г., Кокин А.В., Кокин В.Н. Экологическое право.- Ростов-на-Дону-Москва:МарТ,2005.

  8. А.А.Винокуров. Природно-ресурсная и экологическая политика, экономические механизмы ее существования в России//Вестник Финансовой академии. № 1,2. 2004.

  9. Игнатов В.Г., Кокин А.В., Батурин Л.А. Сбалансированное природопользование.-Ростов-на-Дону:РостИздат, 1999.

  10. Кокин А.В. Устойчивое развитие: методологические аспекты.//Устойчивое развитие региона: природно-ресурсный фактор.-Ростов-на-Дону:СКАГС. С. 7-20. Батурин Л.А., Кокин А.В. Экономика природопользования в условиях устойчивого развития.//Ученые записки СКАГС. Государственное и муниципальное управление. №4,2001. С. 81-87.