Кто же ты, человек? Исчадие ада или добро, слившееся с целомудрием истины непорочного духа в тебе? Нет! Ты, скорее, и то и другое одновременно, как их зеркальное отображение или как свои противоположности, бьющиеся друг о друга и побеждающие в зависимости оттого, что в тебе просыпается раньше животное или человеческое. И эти взаимоисключающие противоположности будут вечно уживаться в тебе, ибо животное не уступит добродетели человеческой, а добродетель не позволит обернуться в животное по закону Стрелы Времени. И надобно было бы страдать оттого, что мы, люди, двойственны по природе своей, но и надо радоваться тому, что в борьбе этих отрицаний мы можем становиться лучше хотя бы в миг откровения перед самим собой. Откровения, за которым жизнь нас делает рабами в необходимости выбора того или другого.

На каком-то витке случайностей Природа породила Разум, тем самым сделала выбор, о котором, если бы она умела мыслить, наверное, пожалела бы …

Разум (ум, способность понимания и осмысления) выражается способностью к мышлению, к самоанализу и самопознанию, самокопанию в себе, способностью строить и анализировать абстрактные модели, возник по Ч.Дарвину на основе биологической сущности эволюции прямоходящей обезьяны, мозг которой превратился в закономерный продукт развития материи во Вселенной. И не то по Воле или по Случаю, он (разум) был, таким образом, дарован Человеку.

Разумный Человек по случаю…

Как-то странно осознавать, что автор, написавший эти строки, и читатель – случайности в бесконечном сочетании многообразий движений и превращений материального мира, состоящего из, впрочем, ограниченного числа атомов – его вещественной основы. Но, увы, все же это так…Мы появились на свет случайно в результате случайного знакомства наших родителей, которые могли в лучшем случае разве что планировать семью, и даже планировать наши имена. Но они не могли планировать нас!

Кто ты, Человек Случая?

С твоим появлением мир Природы раздвоился на разумную и неразумную, телесную и духовную части, как раздвоилась твоя сущность, выросшая из животного, но так и не перешагнувшая его, став одновременно и социальной сущностью…Не потому ль, что твою разумность не создала Природа, а создал разумным ты себя сам, овладев огнем, догадавшись однажды содрать шкуру животного, чтобы защититься от вызовов природы с наступлением оледенения, выгнав из пещер хищников и утвердив свою возможность выживания вопреки вызовам внешней среды. Тем самым ты исключил среду из факторов собственного развития (собственной эволюции) и стал на путь ее стремительного преобразования. Осознание этого в будущем приведет тебя к пониманию того, что ты вышел в новое состояние биосферы, которое будет названо ноосферой1. Ты стал развиваться вне возможности природной среды влиять на твое выживание по законам эволюции. Ты продолжил развиваться параллельно ей, и она ничего не смогла поделать с этим, несмотря на то, что ты своей хозяйственной деятельностью стал уничтожать жизнь, породившую тебя же. Для чего тебе это?

Кто ты, устремленный в бездну познания, падаешь или летишь в нее и, ускоряя свое падение, цепляешься за догмы, которые сам же выдумываешь, но, отвергая одни, творишь новые, чтобы не потерять опору, не быть единственным или даже исключением в бесконечном разнообразии появляющейся и исчезающей в пространстве-времени материи?

Ты присвоил себе право на духовность, исключив из этого списка всю, породившую тебя Сущность, но одновременно превратил ее в Бога, который оказался многоликим и многосущностным по причине Страха пред ним твоих собратьев по роду человеческому потерять опору в материальном мире, оспорив даже его симметричность, придав ему сущность киральности. Однако с помощью великой теоремы Нетер2 устанавливаешь связь между свойствами симметрии физической сущности и законами сохранения: «если свойства системы не меняются при каких-либо преобразованиях переменных, то этому соответствует сохранение некоторой физической величины»3

Ты накапливаешь знание об окружающем мире, но, не обладая бессмертием, изобретаешь эстафетный принцип передачи информации из поколения в поколения, тем самым превращаешь сущность своего бытия через небытие в бессмертие. Зачем оно тебе?

Зачем тебе докапываться до Истины, которой не существует как таковой, потому что она изменчива в пространстве-времени, как изменчивы мысли о ней в процессе обращения к ней? Её не существует без движения, она мертва без него, превращаясь в обыкновенную догму, в которую можно верить, но нельзя познать в силу отсутствия такой возможности.

Зачем тебе, Человек, познание самого себя, если ты не смог до сих пор осознать необходимость следовать своим же, изобретенным тобой, принципам морали и этики?..

В процессе своего развития ты становишься сначала на технологический, а затем экономический путь развития. Превращаешься из технологического в экономического человека, грани между которыми становятся условными. Но именно это оказалось необходимым тебе для ускоренного развития науки и технологий. И хотя тебе все равно никогда не удастся докричаться до глубин Вселенной, не посмотреть на нее со стороны, но ты вопиешь к ней! Зачем тебе все это, если тебя никто не услышит как крик вопиющего в пустыню?…

Для познания действительного мира ты создаешь виртуальный, изучая который, ты стараешься понять свое место в реальном мире и, квантуя его до бесконечности, стремишься познать самою бесконечность, зачем?

Чтобы организовать сущность своего бытия, ты стал на путь формирования собственных законов общественного состояния и развития. Но, признавая абсолютное право за Всевышним, ты создаешь свое (юридическое) право, по которому живешь, а молишься тому, кому не веришь, раздваивая духовность на веру и жизнь вне её!

Все
понимают то,
что бессловесно:
и музыку,
и живопись
и танец.
Наверно с этим спорить
бесполезно
Они как Божий Глас
и Божий Агнец.

И,
стало быть,
не слово
у Начала,
а музыка
гармонией своей
в пещерных сводах каменных
звучала
и люди поклонялись
ей.

Углем ли,
охрой,
камень пробуждая,
живописали
первозданный
мир,
и в уголках сознания
блуждая,
слова искали
для грядущих лир.

И
в музыке той
песня зазвучала,
но,
сотворенный разумом
своим,
ты, Человек,
осознанно Начало
доверил божествам
своим.

И молишься,
и просишь,
и страдаешь,
к своим взывая
трепетно
богам,
и сам того давно
не замечаешь,
что припадаешь к собственным
ногам.

Тем самым ты делаешь вызов самой Природе, единственной претендовавшей на формирование законов, которым им же подчинялась, но которые уже сама никогда не сможет изменить, став своеобразным пленником своего же творения. Ты же пошел, хочешь пойти дальше нее. Твоя изощренность в изобретательности общественных законов создала механизм перманентной отмены одних и создания других в зависимости от своих же потребностей в них, формируя на этой основе государство и власть, как инструмент отправления этих законов, которые не только давали свободу личности, но и превращали их в рабов. И как Природа также и сам становишься рабом собственных изобретений системы управления общественными отношениями, бытом, наукой, технологией искусством, культурой и идеологией. Для чего тебе это?

Почему вопреки законам Природы ты, Человек, ведешь бесконечную внутривидовую борьбу? То за обладанием территориями, то за право на одну идеологию, то за обладанием природными ресурсами, которые исчерпал у себя и хочешь обладать теми, кто не успел их потребить до тебя. Если первыми инструментами внутривидовой борьбы были палки, камень, потом железо, то сейчас на твоем вооружении лазерное, нейтронное, атомное, термоядерное и геофизическое оружие, способное, как почему-то считают некоторые ученые, уничтожить не только тебя самого, но и самою жизнь…

Ты создал нечто, что никогда не создавала Природа, заменив энергетические эквиваленты эквивалентами денежного обращения, и погубил свою нравственность в рамках растворения своей сущности в природе, из которой бежал со страхом и в которую снова стремишься войти с благоговением. Но в одну и ту же воду нельзя войти дважды!.. Так почему же ты вновь и вновь наступаешь на собственные грабли?

Зачем старец до последних дней читает книги, рассказывающие ему о действительном мироустройстве, которого совсем скоро ему уже не ощущать и не чувствовать, поскольку уйдет в мир иной?…

Зачем ты изобрел чувственность, из которой вышла духовность, олицетворяя ее с Любовью? Подчиняясь этой страсти добровольно, ты ее вожделения считаешь наградой и стремишься удержать ее любой ценой. И если она не разделяет твои чувства, ты страдаешь от её отсутствия, ты ищешь её, поешь о ней, страдаешь без неё. И на каком-то этапе осознания ее силы ты сеешь самое разумное, и тогда тобою движет не Разрушение, но Созидание. И любовь, ставшая выражением подобной киральности, обращенная к своей противоположности, превращается в Ось Доброты и Сопричастности ко всему. И хотя бы в мыслях и мечтаниях она становится смыслом твоего существования, оправдывая надежды Природы на разумность. Может быть именно она, Любовь, и спасет тебя и все, что ее окружает? И все твои заблуждения вдруг обратятся в Надежду на перспективу осознания себя как части Природы, способной понять, что в ней, с тобой и с ней происходит…

…Но ты, презрев эти возможности, всякий раз претендуешь на занятие особого положения в Природе, той точки «омега», в которой может (или не сможет) проявляется сущность шарденовского Универсума4.

Бурное развитие научно-технического прогресса по-разному оказывает свое влияние на умы и сознание людей. Возникает желание разобраться в следствиях феномена стремительных темпов развития науки и технологий и их влияния на образ жизни, среду обитания и биосферу в целом. Это провоцирует человека на неадекватную реакцию и необходимость оценить, что же происходит с человеком и обществом, и что стоит за технологизацией жизни?

Пессимизм в оценке современного и будущего состояния общества одних людей приводит на путь неприятия научно-технического прогресса, в котором они видят все возникающие проблемы, в том числе проблему выживания в условиях интенсивного давления на окружающую среду хозяйственной деятельности человека. Других людей негативные проявления в обществе заставляют объяснять все возникающие беды самой человеческой сущностью – как некого сосредоточия зла и ошибки самой Природы, породившей его. Причиной таких оценок является по большей части невежество. Недоверие же вначале к научно-техническому прорыву, а затем в целом к науке, сегодня является следствием стремительного отставания гуманитарной от естественнонаучной культуры, не способной осознать все то, что произошло с человеком за исторически ничтожный промежуток времени.

В поисках простых ответов на вопросы о происходящем заставляет (который раз в истории общества!) людей прибегать к колдунам, прорицателям, шаманам, количество которых множится в условиях, происходящих коллизий в обществе. Коллизии пресытившегося «золотого миллиарда» населения планеты заставляют его искать новые источники обогащения за счет отсталости другой, наиболее многочисленной части населения путем искусственного создания глобальных проблем выживания человечества. На смену когда-то существовавшего предубеждения о ничтожности человека перед стихией Природы, в которой люди усматривали карающую Волю Свыше, пришло новее предубеждение о способности научно-технического прогресса подвести черту под историей человеческого развития. Чудо и возврат к религиозному обскурантизму в условиях громадного прорыва науки и технологий становятся мерой отношения к происходящим событиям в обществе и Природе. Религия, как никто другой, спешит занять пустующую в сознании людей нишу в мире и России в том числе, возвращает, было, утраченные позиции и откровенно пытается влиять на власть. А та, потеряв доверие народа к себе на местах, также хочет выглядеть в глазах общества благопристойной.

Правда, возникает и другая крайность. Когда не только обыватели, но и люди с высшим образованием, учеными званиями и степенями, несведущие в той или иной области деятельности, наоборот, амбициозно провозглашают всемогущество человека над законами Природы. Забывая о том, что человек сам вышел из неё, что он составляет только ее эволюционную и ничтожно малую часть вместе со средой обитания.

Есть и иная категория людей, которые стремятся свое благополучие ставить выше сущности разума. Они тщатся так обустроить собственную жизнь, что абсолютно утрачивают всякую мораль, становятся временщиками в потреблении, производстве, науке, культуре и собственном сознании. Над ними довлеет принцип – ничто не вечно под Луной! А раз так – надо успеть насладиться жизнью… Мировая олигархия торопится жить.

Обозначенное выше состояние в обществе есть скорее результат того, что темпы социально-экономического, технологического развития общества опережают темпы духовного осознания происходящего с конкретными людьми. Технологический и информационный взрыв оказали мощное давление на психологическое состояние человека и общества, которое оказалось слишком инертными, чем наука и технологии, а потому не «успевает» адаптироваться к современным темпам производства, потребления, информатизации. Человек и порожденная им система борьбы за выживание в условиях свободного рынка, современного взгляда на демократизацию оказались не готовы к оценке ситуации, в которой очутилось индивидуальное и общественное сознание. Градиент скорости изменчивости состояний происходящих в биосфере под влиянием хозяйственной деятельности человека (напомним, что он своей деятельностью медленно протекающие процессы в биосфере переводит в быстропротекающие) оказался выше темпов эволюции самого сознания человека. Биосфера (как часть природы) сама оказалась под влиянием разума, который стал одним из факторов ее изменчивости. Вот в чем феноменологизм человека. Оказавшись в силах познать часть фундаментальных законов природы, создать выдающиеся технологии, которые облегчили его существование, он оказался не в силах осознать, куда зашел в производстве и потреблении материальных благ на основе развития научно-технического прогресса. Поэтому сегодня у него возникает желание остановиться, разобраться, что происходит с ним, обществом и биосферой в целом.

Философия, как система знаний, идей, взглядов на мир и определение места в нём человека, сама попала под влияние потребительского отношения к миру бытия. Оказалась неспособной формировать мировоззрение в условиях того значительного отставания гуманитарной от естественнонаучной культуры скорее потому, что философы-гуманитарии оказались распятыми научно-техническим прогрессом и невосприимчивы к тому, что происходит в области естественных наук. Величайшие философы человечества, выросшие когда-то из недр естественнонаучного знания, определяли мировоззрение и стремление человека к знаниям. Гуманитарии же, оказавшиеся неспособными принять эту эстафету «утонули» в мелочах жизни. В современных концепциях «биосфероцентризма», «устойчивого развития», концепции «ноосферы» больше утопизма, чем идей, с помощью которых можно выйти из создавшегося кризиса общечеловеческих идей.

Но остановиться в развитии общества, значит деградировать. И сознание многих людей заставляет искать простые решения, находить спасение в заблуждениях, в желании верить в чудо, сказку. Чтобы не сойти с ума, человек стремится уйти от сложного к упрощенному – религии. Веровать в то, что невозможно ни отвергнуть, ни доказать. Но всякая маленькая остановка в развитии сознания и мировоззрения, – это уже маленькая смерть, поскольку человек, обретя разум, обречен на вечную гонку за истиной и новизной. А для того чтобы развиваться дальше надо все время искать эту самую новизну в ощущениях, в системе и структуре общества, способного к восприятию новизны в жизни и науке, технологиях, образовании и культуре. Необходимо постоянство условий развития, прежде всего личности. Гармония состояний жить и развиваться в комфортных условиях означает одновременность состояния движения и наслаждения им… «Движение – есть покой!», - утверждает одна из апорий древнегреческого философа Зенона из Элеи. Покой, но в рамках непрерывного его квантования на бесконечно малые отрезки движения! – утверждает современная квантовая физика…

…Человек и человечество в целом обречено на развитие, причем ускоренное. И чем мощнее это развитие, тем выше скорость этого движения к цели, которую человечество никогда не ставило и даже не знает, как она выглядит, в какую форму может быть обличена. Но мы движемся к ней, к этой новизне, за которой открывается бездна новых устремлений человека и общества. Мы обречены на этот нескончаемый марафон борьбы со своей тенью. Нам нельзя расслабляться ни в стремлении к познанию, ни в движении. Ибо любая остановка может отбросить нас в то же невежество, из которого мы так стремимся вырваться в кризисных ситуациях, но охотнее погружаемся в него и верим в Спасителя, не зная Его Природы. А он оказывается рядом, даже не рядом, а внутри нас!

С появлением человека стремительность набора им скорости развития сродни закону Хаббла о разбегающихся галактиках во Вселенной. Чем дальше от нас Начало, из которого мы вышли в процессе ускоренного развития (эволюции), тем с большей скоростью мы удаляемся от него. Хаос и порядок, энтропия и энергия, расширяющееся и искривляющееся пространство, прессующееся время – вот парадоксы развития. Где он, этой край? Нет его! Есть только нескончаемое движение, посредством закона всеобщего развития через самоорганизацию от простой, но бесконечно большой информационной плотности в некоей точке Начала к бесконечно малой информационной плотности, но с бесконечно большой информационной сложностью во времени и пространстве…

А вселенная молчит. Она не источает ни одного сигнала, который бы человек мог олицетворять с присутствием разумности кроме него. Стало быть, оставаясь в одиночестве, ему придется самому решать проблемы своего развития, опираясь исключительно на свое представление о мире, окружающей его Природы.

Но одиночество не свойственно человеку, выросшему из общения себе подобными и природой. Потому крик его, обращенный в бесконечность, алчет найти братьев по разуму, но не замечает своих, доморощенных, рядом. С кем бы и найти общий язык понимания происходящего вокруг и с ним, человеком. Дабы прекратить усобицу, объединить интеллект и ресурсы для постижения самого себя и вселенной. Ведь для чего-то она существует? Ведь для чего-то появились мы, считающие себя наделенными разумом? А может это нам просто кажется, и мы преувеличиваем наши возможности понимать и оценивать происходящее? Да нет же! Это мы осознали единство существующего мира в его разнообразии. Это мы оказались способными постигать законы Природы, проникнуть в микромир, макромир и поставить вопросы не только собственной истории развития, но и истории развития вселенной. Ибо пока кроме нас никто не ставил таких вопросов, поскольку вселенная молчит. Словно не слышит нашего крика, обращенного к ней и Сверхразуму, которого нет там, но зачатки которого, может быть, заложены в нас самой вселенной, дабы предотвратить собственное вырождение…

Земля не последнее пристанище человека! Однажды он вышел из своей колыбели, как предсказывал великий мечтатель Циолковский, и разум его простёр руки свои к Луне, ступил на её твердь и теперь с помощью автоматов несёт крик, обращенный в бесконечность. Услышит ли нас Вселенная? Услышит, если мы сможем слушать и слышать друг друга…

Ссылки

  1. По В.И. Вернадскому – новое качественное состояние биосферы Земли и околоземного пространства, формируемое под влиянием человеческой деятельности. В этом смысле можно утверждать, что выход человека в ноосферу произошел в момент его появления, в момент осознания им своего места в природе. То есть гораздо раньше, чем это понял Леруа, Вернадский, Шарден, поскольку на арену биосферы он проявился геологической силой разума, по крайней мере, 1,5 млн. лет назад, создав орудия, способствующие его развитию, но всё-таки не превзошел по мощи геологические преобразования .

  2. Эмми Нетер (1882-1935) немецкий математик. С 1933 в США. Создатель общей алгебры. В 1918 г сформулировала фундаментальную теорему теоретической физики, названной впоследствии её именем.

  3. Например, независимости свойств системы от выбора начала отсчета времени соответствует закон сохранения энергии.

  4. П.Шарден. Феномен человека. Преджизнь, жизнь, мысль, сверхжизнь.- М.,1987.