Аннотация

В отличие от существующих моделей и систем экологического менеджмента корпораций, крупных промышленных и сельскохозяйственных предприятий рассматривается возможность создания системы и структуры экологичного менеджмента в рамках территории муниципального района, охватывающего различные сферы хозяйственной и социокультурной деятельности.

Ключевые слова: экологичный менеджмент, муниципальный район, система экоменеджмента, экологизация.

Введение

Экологизация территорий и территориально-производственных комплексов зависит, в первую очередь, от совершенствования системы и структуры управления территориальных образований. Основой этого совершенствования является необходимость устранения многочисленных дублирующих функций управления процессами экологизации на уровне муниципальных образований (природоохранных, природоресурсных, санитарно-эпидемиологических, коммунальных служб, отделов по профилактике и борьбе с чрезвычайными ситуациями антропогенной и естественной природы и т.д.), на территории которых развито промышленное (разного подчинения) и сельскохозяйственное производство. Для достижения целей совершенствования экологизации всей хозяйственной деятельности на территории муниципальных образований предлагается создать единую систему экологичного менеджмента СЭМ) на основе современных принципов экологизации производственно-хозяйственной и социально-культурной деятельности при сокращении затрат на систему управления и пополнении бюджета муниципальных образований. Попытки создания территориального экоменеджмента в РФ уже имеются 1, 2. Однако конкретных проектов реализации экологичного менеджмента муниципального района пока нет.

Сегодня понятие «экологизация», как состояние необходимости утверждения и следования экологическим принципам, распространяющимся на все стороны деятельности человека, охватывает не только сферу производственных (отношений в сфере производства, потребления и оказания услуг), но и социокультурных отношений в системе человек-общество-природа. Понятие «экологизация», в первую очередь, связано с внедрением в законодательство положений, норм, требований, регулирующих такие отношения. Экологизация касается и мировоззренческих проблем (экология сознания, мышления, духа), которые направлены на гармонизацию отношений между людьми, обществом и природой. Проблемой управления экологизацией всех сфер деятельности человека занимается экологичный (в отличие от более широких понятий «экологический», «экологизированный») менеджмент 3, 4. Поэтому в статье делается акцент именно на экологичность системы управления муниципальным районом. А процессы экологизации рассматриваются в рамках экологического менеджмента.

Постановка проблемы

В стандартом значении (ISO 14000) 5 экологический менеджмент (ЭМ) представляет собой часть общей системы корпоративного управления, которая обладает четкой организационной структурой и ставит целью достижение положений, указанных в экологической политике посредством реализации программ по охране окружающей среды. Т.е. объектом ЭМ обычно является корпорация, крупные предприятия, деятельность которых связана с использованием природных ресурсов и воздействием на окружающую среду. Однако экологичный менеджмент сегодня охватывает различные стороны управления хозяйственной и социокультурной деятельностью общества 6. Некоторые специалисты в системе экоменеджмента (СЭМ) определяют эту деятельность как «совокупность реакций со стороны компаний на экологические проблемы при оценке их позиции по отношению к окружающей среде, разработке и воплощению политики и стратегии, направленных на улучшение этой позиции, сопровождающихся изменением системы управления, с целью её совершенствования» 7. Однако процесс сопровождения хозяйственной деятельности не только связан с негативным влиянием на качество окружающей среды, но использованием природных ресурсов, особенно в добывающих, топливно-энергетических компаниях, сельском хозяйстве, лесопромышленном комплексе и др. производствах. В этом смысле результирующей оценкой состояния качества окружающей среды должна стать оценка состояния ассимиляционного потенциала природы района, региона и страны в целом 8 на основе экологического учёта разных составляющих экосистемы 9.

Приоритеты охраны окружающей среды, отход экономики от рационального к сбалансированному и синергетическому природопользованию 10 заставили акцентировать внимание на то, что сама система управления экологизацией должна охватывать не только сферу деятельности компаний, но и саму систему разных уровней управления, направленную на внедрение в сознание управленцев необходимость принимать такие решения, которые бы не противоречили основным целям экологизации хозяйственной и социокультурной деятельностью. В том числе ставить вопросы о необходимости утверждать экологическое сознание в обществе, направленное на воспитание граждан РФ с акцентом на то, что состояние качества окружающей среды, сохранение биологического разнообразия и природных ресурсов касаются не только производства, системы управления разного уровня, но и всех людей в сфере производственных и социокультурных связей.

Конкретные производственные промышленные и сельскохозяйственные связи различного масштаба реализуются на семи уровнях муниципальных образований 11, ответственных за состояние качества окружающей среды, сбалансированного и синергетического использования природных ресурсов. Согласно Федеральному Закону 12 эти связи реализуются на уровне: сельского, городского поселений, муниципального района, городского округа, внутригородской территории федерального значения. А также 13 городской округ с внутригородским делением и внутригородской район.

Актуальность создания СЭМ муниципального района состоит в том, что если эта цель будет достигнута в рамках РФ, то 1815 муниципальных районов РФ и 43 в Ростовской области обретут современный стандарт управления качеством окружающей среды и сбалансированным природопользованием 14.

На уровне муниципальных образований в зависимости от географо-экономических условий возникает разный по масштабу комплекс экологических и ресурсных проблем, которые решаются посредством формирования соответствующих служб (отделов) либо не связанных между собой интеграцией по сбалансированному управлению экологизацией всей сферы деятельности муниципальных образований, либо зачастую дублирующих такую деятельность. Поскольку экологические проблемы возникают разные: на уровне производства, переработки, потребления продукции; санитарно-эпидемиологического контроля; на уровне решениях жилищно-коммунальных проблем (управление отходами производства, проблема несанкционированных выбросов, сбросов, свалок и т.д.); охраны окружающей среды; необходимость использования и охраны природных ресурсов местного значения; парковых, лесопарковых зон; социокультурных образований и мест проведения культурного отдыха людей и др., то можно себе представить какая сложность возникает в системе организации такого управления всей сферой деятельности, когда основным показателем экологизации являются комфортные условия проживания населения на территории муниципальных образований.

Статистические и другие формы отчётности зачастую не могут дать конкретного представления о том, на каком именно уровне не достигаются основные показатели экологизации, потому как каждый отдел или специалист осуществляет деятельность только в рамках своих компетенций, «ответственен» только за свою часть работы. Анализом экологизации муниципального образования могут заниматься (или вообще не занимаются, потому как нет такого лица в его структуре) только в случае форс-мажорных обстоятельств.

Объект исследования

Объектом исследования является муниципальный район, представляющий собой несколько сельских и (или) городских поселений, объединённых общей территорией, в границах которой местное самоуправление осуществляется в целях решения экологических и ресурсных проблем местного значения, которые также могут осуществлять отдельные государственные полномочия, передаваемые органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов РФ.

Метод исследования

Представляет собой совокупность теоретических и эмпирических методов, сочетание которых дает возможность с наибольшей достоверностью исследовать сложные и многофункциональные связи в экологизации промышленного и сельскохозяйственного производства, переработки продукции, управление отходами, местным природоресурсным и экологическим потенциалом на основе существующих экологических стандартов серии ISO, экологических норматив и требований экологического законодательства.

Содержание исследования

Классическая (СЭМ) или корпоративного экоменеджмента (КЭМ) обычно рассматривает процесс управления производством с точки зрения его экологизации в рамках соблюдения норм, правил, стандартов, федерального и международного экологического права. При этом решается проблема не только уменьшения давления на окружающую среду, рационального природопользования, но и рассматриваются возможности заработать деньги в условиях ужесточения экологических требований. Последнее возможно только в случае избегания экологических рисков и превращение «слабых» (не экологичных) сторон производства в «сильные» (экологичные) на основе внедрения ресурсосберегающих, экологичных технологий, связанных с малоотходным или безотходным производством в рамках управления отходами производства.

Правда, для достижения целей безотходного производства требуется наличие воли государства, задача которого заключается в необходимости создания таких условий, когда внедрение новейших существующих технологий (НСТ) будет подкрепляться резким повышением платежей за негативное давление на окружающую среду, нерациональное природопользования, цена которых должна превышать стоимость внедрения НСТ. Только в этом случае бизнес будет заинтересован в их внедрении, в противном случае вся прибыль уйдёт на платежи, связанные с давлением на окружающую среду.

Эти главные принципы, заложенные в систему экологизации и СЭМ, должны соблюдаться не только во всех сферах социально-экономической деятельности муниципального образования, но во всей сфере управления этой деятельностью, интегрировав цели и задачи экологизации в общую структуру управления ею в рамках решения главной задачи: социально-экономической защищённости населения, улучшения состояния его здоровья здоровым образом жизни в условиях сохранения высокого качества окружающей среды и природоресурсного потенциала в рамках компетенции муниципального образования (земельных, водных ресурсов, сложившегося биоразнообразия и т.д.).

В это связи СЭМ муниципального района представляет собой добровольное возложение муниципалитетом на себя обязательств по соответствию требованиям экологических стандартов, норм и экологического права РФ, совершенствованию системы управления экологизацией хозяйственной и социокультурной деятельностью района, внедрение на всей территории малоотходного и безотходного производственного цикла, бережного, рационального и сбалансированного природопользования, забота о здоровье населения. СЭМ, как часть общей системы управления, направлена не только на снижение экологических рисков, но и на предотвращение возможных чрезвычайных экологических ситуаций как естественного, так и антропогенного характера в рамках особенностей территории муниципального района. Поэтому включает в себя: добровольное возложение на руководство муниципального района по созданию экологической политики в части природоресурсного и природоохранного регулирования территории; выделение экоаспектов; распределение полномочий членов команды менеджеров, их обязанности и ответственность за деятельность в составе команды в рамках требований природоресурсного и природоохранного законодательства, нормативов и стандартов качества контролируемых параметров окружающей среды, с учётом территориально-географо-экономических особенностей муниципального района; управление документацией системы экоменеджмента;непрерывный; процесс непрерывного обучения (включая переподготовку) членов команды менеджеров, направленный на непрерывное улучшение показателей природоресурсного и природоохранного регулирования территории; управление действиями по предупреждению чрезвычайных экологических ситуаций разной природы; мониторинг состояния природных ресурсов и качества окружающей среды под влиянием условий производства, переработки, строительства, влияния автодорог на качество окружающей среды, сельхозугодья и здоровье населения; проведение инициативного, внутреннего экоаудита; анализ функционирования СЭМ со стороны контролирующих организаций.

Стратегия, концепция и эффективность ЭМ муниципального района базируется на:

  • необходимости определения объектов и сферы управления территории;
  • необходимости комплексного управления экологическими процессами, связанными с состоянием использования и воспроизводства качества окружающей среды, природных ресурсов и ассимиляционной функции природы 15; методологии, функциях и принципах ЭМ.

Стратегия СЭМ муниципального района — это эффективное (рациональное, сбалансированное, синергетическое) использование имеющихся на территории природных ресурсов, поддержания качества окружающей среды на уровне воспроизводства ассимиляционной функции природы территории для перехода к такому состоянию общества, которое бы не ставило под угрозу существования современных и будущих поколений по обеспечению природными ресурсами и качеством окружающей среды в рамках устойчивого социально-экономического развития района 16.

Поскольку муниципальный район представляет собой довольно сложную, разноплановую систему производственных и общественных отношений на его территории, то рекомендуется внедрение кластерного механизма управления процессами экологизации.

Принцип выделения кластеров экологизации базируется на необходимости разграничить компетенции и ответственность исполнителей в структуре управления муниципальным образованием

Экологический кластер. Включает в себя необходимость создания экологической политики (в рамках существующих экологических стандартов серии РИСО и разработки систем экологического менеджмента ISO 14001) с выделением экоаспектов в структуре системы экоменеджмента муниципального района, охватывающего всю его территорию по управлению качеством окружающей среды, отходами производства, переработки, жилищно-коммунального хозяйства, управление здоровьем населения посредством механизма природоохранного регулирования, санитарно-гигиеническим благополучием.

Природоресурсный кластер. Включает необходимость управления природоресурсным потенциалом в рамках компетенции мунициапального образования: земельными ресурсами, водными объектами, состоянием качества водных ресурсов, лесопарковыми зонами, местными общераспространёнными ресурсами недр (пески, глины, галечник, камень и др.), биоразнообразием, местами культурно-массового отдыха людей.

Организационная структура СЭМ муниципального района базируется на требованиях стандарта РИСО 14000-2008, входит в структуру управления районом на базе комитета по экологии и природопользованию в ранге координационного совета СЭМ, возглавляемого председателем координационного совета (председателем комитета по экологии и природопользованию района). Подчиняется непосредственно первому заместителю главы администрации.

В состав координационного совета входят: менеджер-эколог — советник главы администрации по вопросам и проблемам природоохранного и природоресурсного регулирования, специалисты в в этой области, а также главы администраций поселений.

Для создания СЭМ муниципального района издаётся Постановление главы администрации района о переходе природоресурсного и природоохранного регулирования на территориальную СЭМ, объединяющую хозяйственную деятельность всего района и действующих в его пределах промышленного и сельскохозяйственного производств, переработки, ЖКХ, автотранспорта и др. На базе этого постановления создаётся проект СЭМ муниципального района, который утверждается главой администрации района.

Цель проекта СЭМ муниципального района:

  1. Переход к непрерывному процессу улучшения качества окружающей среды, рациональному, сбалансированному и синергетическому использованию природных ресурсов, поддержка ассимиляционного потенциала природы при сохранении биоразнообразия и улучшения качества жизни населения района.
  2. Повышение образованности и экологической культуры жителей муниципального района.
  3. Экологизация всей сферы хозяйственной деятельности в рамках современных требований экологической безопасности, выполнения экологических нормативов, стандартов, экологического законодательства и обеспечения устойчивого социально-экономического развития муниципального района .
  4. Создание и функционирование СЭМ в рамках ISO (РИСО) 1400.

Задачи СЭМ:

  1. Создание координационного совета по разработке и функционированию СЭМ муниципального района.
  2. Разработка и утверждение декларации и экологической политики СЭМ муниципального района
  3. Планирование и реализация хозяйственной деятельности района в рамках снижения неблагоприятных воздействий на окружающую среду, рационального использования, охраны и воспроизводства природных ресурсов.
  4. Выделение экологических аспектов, влияющих на состояние качества окружающей среды, природных ресурсов, здоровье населения района.
  5. Снижение экологических рисков естественного и антропогенного происхождения на окружающую среду, здоровье населения.
  6. Создание: реестра объектов хозяйственной деятельности, связанных с влиянием на качество окружающей среды, состояние местных природных ресурсов, в том числе объектов находящихся под угрозой загрязнения окружающей среды; реестра природных ресурсов в том числе находящихся под угрозой истощения, нерационального использования; санкционированных и несанкционированных свалок с полной характеристикой их состояния и принятия необходимых мер по уменьшению их влияния на экологию района.
  7. Анализ сильных и слабых сторон хозяйственной деятельности муниципального района.
  8. Превращение экологических рисков в шансы обеспечения устойчивого социально-экономического развития в условиях сохранения и воспроизводства качества окружающей среды на предприятиях района, в поселениях, сохранения и воспроизводства природных ресурсов: земли, многообразия животного и растительного мира.
  9. Повышение экологической образованности населения, экологического сознания о необходимости бережного отношения к окружающей среде и природным ресурсам путём проведения общественных слушаний, экологической воспитательной работы с учащимся школ и преподавателями школ, представителями производственных отраслей и переработки, пропаганды с использованием местных СМИ (информация предоставляется ор­ганами государственной власти и органами местного самоуправления в соответствии с их полномочиями) здорового образа жизни в условиях чистой среды обитания, проведение общественных слушаний по состоянию качества окружающей среды и местных природных ресурсов, создание волонтёрского движения в защиту и сбережение качества окружающей среды путём проведения общественных рейдов по устранению несанкционированных свалок, по организации помощи престарелым гражданам по благоустройству своих жилищ.
  10. Подголовка специалистов в области СЭМ по оказанию помощи администрации района по достижению целей устойчивого и экобезопасного развития, здорового образа жизни в рамках согласованной политики всех управлений, отделов, комиссий муниципального района.
  11. Формирование единой базы данных по состоянию качества окружающей среды и местных ресурсов, систематизации информации и отчётности о состоянии качества окружающей среды и местных природных ресурсов.

Экологические и природоресурсные аспекты муниципального района

Это экологические и природоресурсные проблемы, связанные:

  • с рациональным, сбалансированным использованием и воспроизводством качества земель сельскохозяйственного назначения, земельных участков граждан, земель населённых пунктов, земель под насаждениями, лесополосами, лесопарковыми зонами и др.;
  • с мониторингом загрязнения земель различного назначения, включая загрязнения жилищно-бытовыми, сельскохозяйственными и производственными отходами, перерабатывающими предприятиями, скотомогильниками и т.д.;
  • с использованием и охраной водных объектов;
  • с мониторингом качества питьевого и технического водоснабжения из питьевых и хозяйственно-бытовых источников;
  • с мониторингом атмосферного воздуха (загрязнения воздуха автотранспортом, производственными и перерабатывающими предприятиями);
  • с сне санкционированными и санкционированными свалками;
  • с территориями управления отходами производства и переработки (санкционированными свалками).

А также: оценка состояния, охраны:

  • лесных ресурсов, лесополос, лесо-парковых зоны, мест отдыха граждан;
  • водных объектов (прудов, обводнённых карьеров), местных водных ресурсов, степени их истощения и загрязнения;
  • ассимиляционной функции природы муниципального района 15

В том числе составление экологических паспортов на каждый объект и вид хозяйственной деятельности района.

Экологическая политика СЭМ

Включает в себя экологическую декларацию (намерения главы администрации по соответствию хозяйственной деятельности требованиям нормам и законодательству РФ на основе СЭМ) и собственно экологическую политику., учитывающую территориальную, экономическую и социальную особенность территории.

Экологическая декларация

Конституцией РФ (ст. 42) и в системе экологического права 16 предусмотрено, что каждый человек имеет право на проживание в чистой благоприятной среде. Поэтому жители муниципального района, чей образ жизни связан с использованием земельных, водных и других местных ресурсов, должны принять на себя обязательства по их сохранению, воспроизводству качества, сохранению и воспроизводства качества окружающей среды, улучшения здоровья населения, состояния их защищённости от последствий хозяйственной деятельности и естественных угроз (стихийных бедствий).

Для этой цели:

  1. жители добровольно возлагают на себя обязанности строго соблюдать стандарты качества окружающей среды РФ, субъекта РФ и муниципального района, нормы законодательства в области природоресурсного и природоохранного регулирования;
  2. СЭМ, администрация муниципального района обязаны совершенствовать экологическое образование и воспитание населения в области экологической безопасности и жизнедеятельности в части сохранения и воспроизводства качества земель, водных ресурсов, сохранение и воспроизводство животного и растительного мира, находящихся в естественных условиях обитания;
  3. гражданам муниципального района принимать участие в сельских месячниках и субботниках по очистке территории поселка (станицы) в рамках общественных движений и организаций;
  4. проводить ежегодную акцию «Зеленая и чистая станица, село»;
  5. рационально и под общественным контролем использовать выделенные средства для озеленения территории и ее благоустройства;
  6. принять Программу совершенствования обеспечения экобезопасности района и поселений. Для чего на координационном совете принимается План мероприятий по совершенствованию СЭМ, направленной на достижение его основных целей.

Внедрение и функционирование СЭМ муниципального района

Ресурсы СЭМ:

Постановлением главы администрации муниципального района отделы и службы, связанные с природоохранным и природоресурсным регулированием, объединяются в структуру координационного совета (КС) в составе:

  • председателя КС— (зам. Главы администрации);
  • сопредседателя КС — представителя природоохранной и экологической службы муниципального района — он же менеджер-эколог-консультант главы администрации муниципального района;
  • членов КС — команды СЭМ, представителя службы ЧС в лице её начальника.

Команда СЭМ состоит из существующих руководителей отделов, комитетов, комиссий по управлению качеством окружающей среды и природоресурсному регулированию, по контролю за состоянием здоровья населения, по образованию и культуре. Взамен разрозненных действий вне СЭМ команда выполняет свою функцию в рамках требований стандартов РИСО 14000 под единым управлением координационного совета, координирующим деятельность всей системы природоохранного и природоресурсного регулирования, включая состояние безопасности населения в условиях ЧС естественной и антропогенной природы.

КС СЭМ разрабатывает декларацию и экологическую политику муниципального района. Выполняет свою деятельность в рамках РИСО 14000. Координирует деятельность менеджера-эколога района, определяются его цели, задачи, функции, ответственность, а также деятельность и ответственность каждого члена команды СЭМ.

_Полномочия КС СЭМ._Определяются РИСО (ISO) 14000.

Функции координационного совета СЭМ: координации экологизации хозяйственной деятельности по ее соответствию требованиям соответствия норм, стандартов, качества окружающей среды и законодательству РФ и субъектов РФ, а также рациональному, сбалансированному и синергетическому использованию природных ресурсов.

Компетентность, обучение и осведомление. Создание системы информационных связей по управлению состоянием и качеством окружающей среды, рациональным и сбалансированным использованим природных ресурсов, оценки естественного ассимиляционного потенциала природы муниципального района.

Управление документацией СЭМ. Осуществляется в едином информационном пространстве по состоянию природных ресурсов и качества окружающей среды.

Управление операциями СЭМ. Определяются РИСО (ISO) 14000. Готовность КС СЭМ, администрации муниципального образования и населения к ЧС. Провидение проверок и корректирующих действий в рамках КС СЭМ. Масштабное развитие экоструктур администрации муниципального района.

В ходе функционирования КС СЭМ выявление несоответствий нормативов организаций муниципального образования требованиям экостандартов. Корректирующие действия КС СЭМ.

Управление документами СЭМ муниципального района (на бумажном и электронном носителях) с момента их создания до окончательного уничтожения осуществляется в рамках существующего делопроизводства.

Раньше определение «управление записями» использовалось как обозначение управления теми записями, которые уже вышли из повседневного. Стандарт ISO 15489:2001 определяет управление записями как «область управления, отвечающую за эффективный и систематический контроль за созданием, получением, хранением, использованием и уничтожением записей, включая процесс сбора и ведения данных о деятельности и сделках предприятия в форме записи».

В рамках функционирования СЭМ муниципального района осуществляется инициативный (менеджером-экологом в составе координационного совета СЭМ), внутренний экоаудит — проверяющей организацией в системе управления деятельностью муниципального района.

Заключение

Экологизация как процесс последовательного внедрения современных технологий управления производством, всей хозяйственной деятельностью в соответствии с требованиями выполнения экологических нормативов (стандартов и норм) природоресурсного и природоохранного законодательства по большей части касается крупных компаний, деятельность которых напрямую связана с негативным влиянием на окружающую среду и (или) использованием природных ресурсов. Современная СЭМ, внедряющаяся в РФ, позволяет компаниям достигнуть непрерывного улучшения не только в сфере экономики за счёт внедрения новейших существующих технологий, но и в сфере управления качеством окружающей среды и тем самым влиять на оздоровление общества.

Однако локальность СЭМ не позволяет сегодня достигнуть значительного улучшения состояния качества окружающей среды в районах и областях субъектов РФ. Распространение СЭМ на хозяйственную деятельность муниципальных районов (производственную, сельскохозяйственную) позволит локальную СЭМ сместить в плоскость территориального управления качеством окружающей среды при рациональном, сбалансированном и синергетическом использовании природных ресурсов (земельных, водных, местных ресурсов недр, флоры и фауны, контролировать биоразнообразие территорий). Таким образом, одновременно улучшить не только территориальную структуру управления процессами экологизации, но исключить дублирующие функции этого управления. Вовлечь в природоохранное и природоресурсное регулирование общественность на базе реализации принятой обществом экологической политики муниципального района.

Список литературы

  1. Тималина Е.Ю. Территориальный экологический менеджмент как механизм решения задач экологической безопасности социальных и экономических систем. Автореф. канд дисс.-Дубна, 2006 г.

  2. Мартынов А.С. Рейтинги социально-экологической эффективности российского бизнеса: доклад / А.С. Мартынов. // Рабочее совещание по экологическому мониторингу и отчетности. – Варшава, 2006. – 38 с.

  3. Норт К. Основы экологичного менеджмента. Введение в экологию промышленного производства.- М.:Премьер.- 1993. 156с.

  4. Пахомова Н.,Эндрес А., Рихтер К. Экологический менеджмент.-М.- СПб: ПИТЕР.-2003. 430с.

  5. ISO 14004:2004 Environmental Management Systems - General Guidelines on Principles, Systems and Supporting Techniques. Enter. 2004-11-15. Geneva, 2004.

  6. Двинин Д.Ю. Обобщенная схема управления в системах экологического менеджментаЭкономика и управление. Экономические науки. № 5(78) 2011, с. 78 - 81.

  7. Gray R, Bebbington J. Walters D., 1993, c. 6; Kostka S., 1997. S. 136; Winter G., 1990. S. 51.

  8. Кокин А.В. Ассимиляционный потенциал биосферы.- Ростов-на-Дону: СКАГС, 2005. 187 с.

  9. Экологический учет и управление: Журнал Business & Economics Research - октябрь 2006. Том 4, № 10.

  10. Кокин А.В. Сбалансированное природопользование как основа построения инновационной модели развития России и новой цивилизации// Тр. VIII международн.научно-практич. конференции 31 мая-1 июня 2012 г. Ч.1. -М.,2012. с.83-85.

  11. Кутафин О.Е., Фадеев В. И. Муниципальное право Российской Федерации.— М.: Велби, 2006.— 672 c.

  12. ФЗ от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

  13. ФЗ от 27 мая 2014 года № 136−ФЗ «О внесении изменений в статью 26.3 федерального закона “об общих принципах организации законодательных (представительных)«и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации” и федеральный закон “об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации”.

  14. Игнатов В.Г., Кокин А.В., Кокин В.Н. и др. Государственное управление природопользованием. Под ред. акад. Урсула А.Д. -Ростов-на-Дону: СКАГС, 2010. 430с.

  15. Кокин А.В., Садовникова Ю.Ю. Экологические заблуждения и ассимиляционный потенциал природы.-Ростов-на-Дону: СКАГС, 2010. -87с. 2

  16. Кокин А.В., Мисник Г.А, Шумакова Г.Е. Экологическое право.- М.:ООО «Издательство Перо», 2012. -160 с. 2