Очередная волна кризисов охватила планету. Ненадолго экологический кризис затмился перманентным финансово-экономическим кризисом. С последним мировое сообщество уже свыклось. И никакая экономическая теория не способна предсказать их появление, хотя экономистам и политикам давно понятно, что их возникновение периодично и естественно в условиях открытости экономики и рыночной её сути. И, стало быть, только один шаг отделяет от мысли о том, что естественность их возникновения не зависит от самой хозяйственной деятельности человека, а зависит от самой системы рыночной мировой экономики, в которой доминирует алчность над осознанием необходимости следовать закону разумного производства в рамках разумной потребности. Ибо в человеке доминирует биологическая сущность (от животного) над социальной сущностью. Но только в отличие от животных инстинктов в человеке доминирует желание быть богаче других и пользоваться лучшими благами не во имя удовлетворения насущных социокультурных потребностей, а во имя того, чтобы обладать властью над теми, кто по социальной лестнице находится ниже.

Именно алчность потребления породила миф (Кокин А., Кокин В., 2000, 2003; Д. Саймон, 2007) исчерпаемости природных ресурсов (на всех не хватит!), что заставляет транснациональные компании торопиться, чтобы как бы не опоздать в присвоении природной ренты перед другими компаниями.

Желание делать деньги из непросвещённости общества в области периодичности естественных обменных процессов, происходящих в биосфере (Кокин А., 2005; Кокин А., Кокин А. мл.,2008) позволила ведущим экономикам некоторых государств делать деньги на озоновом мифе и мифе потепления климата под влиянием хозяйственной деятельности человека (ХДЧ). Периодичность изменения толщины озонового слоя, как и изменение климата, не зависит от ХДЧ, а связана с естественными обменными саморегулирующимися процессами, происходящими в биосфере. Причиной тому является их сбалансированность, в многомиллиардной истории развития жизни на Земле. Именно жизнь, а не ХДЧ является главным регулятором устойчивости и сбалансированности биосферы. Нами установлено, что ХДЧ медленно протекающие обменные процессы (в атмосфере, гидросфере, литосфере, живом веществе и биосфере в целом) переводит в быстропротекающие, что и стало причиной того, что человек начал замечать эти изменения в течение одного поколения. В этом смысле ХДЧ стала одним из факторов ускорения не только обменных процессов в биосфере, но и эволюции живых организмов, ускорения их приспособительность к изменяющимся условиям. Человек, таким образом, становится одним из факторов эволюции жизни на Земле и одним из главнейших ресурсов биосферы, её устойчивости, поскольку разум, осознавая «что творит», формирует новую сферу в структуре и функции биосферы, которая не известна была раннее природе – ноосферу.

Ассимиляционный потенциал биосферы (как способность восстанавливать свои качества за счёт обменных процессов) является незыблемым и основным ресурсом биосферы, обеспечивающим самоподдержание и неуничтожимость жизни на Земле. Исследования последних лет подтверждает огромную приспособительность жизни к экстремальным условиям (экстремофилы) во всех существующих средах на Земле, включая вулканы, глубинные подводные эксгаляции. Жизнь оказалась способной привлекать энергию не только фотосинтеза, но и энергию различных соединений, включая тепло планеты в её недрах и недр морских глубин.

Современная наука о биосфере, только начинает вскрывать её ресурсы, которые заключаются в её самоорганизации и сбалансированности обменных процессов в ней. Синергетика обменных процессов, происходящих в биосфере, позволит найти те управляющие параметры, которые позволят мировому сообществу минимизировать влияние ХДЧ на её структуру и функцию. Но только при условии, если политическая и властная мировая элита и СМИ научатся пользоваться современными достижениями в области естественнонаучного знания происходящих процессов на Земле и не делать скоропалительных выводов. Особенно в части затрат энергии на захоронение углекислого газа под землёй и в морских глубинах для достижения цели мифической борьбы против потепления климата. Это особенно опасно, когда речь идёт о новых страшилках типа грозящей пандемии «свиного» или птичьего» гриппа. Нагнетаемые экологические страшилки, с чем бы они ни связывались, приносят не только экономический урон, но и способствуют процветанию шаманизма, эзотерики и т.д.

Ресурсы биосферы (её ассимиляционный потенциал, сама жизнь, природные ресурсы, разум) являются тем фундаментом, который даст возможность понять феноменологизм жизни и разума во вселенной.

Литература:

  • Кокин А.В., Кокин В.Н. Мировые ресурсы в мировой экономике. – С-Пб, 2000.
  • Кокин А.В., Кокин В.Н. Природоресурсная база мировой экономики.- Санкт-Петербург – Москва, 2003.
  • Саймон Д. Неисчерпаемый ресурс (пер. с англ.). – Челябинск, 2007.
  • Кокин А.В. Ассимиляционный потенциал биосферы. – Ростов-на-Дону: СКАГС, 2005.
  • Кокин А.В., Кокин А.А. Современные экологические мифы и утопии.-С-Пб,2008.